logo
ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

31.Культура и искусство Европы первой половины XIX века.

В развитии искусства XIX века можно выделить два больших этапа: эпоха романтизма (первая половина XIX в.) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). В годы Французской революции получил распространение классицизм (Энгр, Леду), получивший эпитет революционного. Новое обращение к классицизму было обусловлено как героикой революционного времени, так и раскопками Помпеи и изданием «Истории искусств» Винкельмана.

В годы наполеоновской империи утверждается и становится господствующим величественный, тяжеловесный, богатый стиль ампир (Виньон, Шальгрен, Персье). Этот стиль был строго выдержан в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Целостность и основательность придавали ему своеобразное обаяние.

Как реакция на французскую революцию и идеалы просветителей с их культом разума возникает романтизм. Постоянные революционные брожения в Европе, связанные с незавершенностью цикла буржуазных революций, вряд ли могли породить более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие – это сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность с их утилитаризмом и бездуховностью расценивается как недостойная человека, противостоящая подлинному ценностному миру.

Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее. Три формы:

1.Уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо иным идеалом свободы и чистоты (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выраженной в фольклоре).

2.Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, не испорченные буржуазной цивилизацией (восточная тема в творчестве Байрона, полотнах Делакруа).

3.В случае отсутствия реального территориального адреса бегства её выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Вагнера).

Романтизм рассматривается как продолжение традиций нового времени и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится наряду с великими незаурядными личностями личность художника.