logo
ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

12.Культурологические концепции м.М.Бахтина (карнавальная культура, полифонический роман как модель современной культуры, диалогический характер истины).

М.М.Бахтин (1895-1975 гг.).

Архитектоника поступка. Внутри строения поступка (с алиби бытие). Один из видов алиби – общество.

Не алиби в бытие – человек не может ссылаться на обстоятельства.

Человек принимает ценности других людей – человек вступает с ними в диалог.

Диалог – потребность человека в поступке, который осознает свои ценности, принимая или трансформируя их в себе.

Нет абсолютных ценностей, на которые человек может ссылаться, человек – творитель ценностей.

Есть только «мое бытие», а другие ценности я осознаю и принимаю или не принимаю их.

Проблемы поэтики Достоевского (1929 г.).

По мнению Бахтина, Достоевский создал новый тип романа, т.к. ранее роман был моноголосым. Автору известна истина, которая выражается через речь героя.

Достоевский создал диалогический роман, автор не знает собственного героя. У каждого героя есть своя истина.

Роман – это не просто книга, это модель культуры, поскольку персонажи не действуют, а говорят, то Бахтин назвал их «голосами», потому они вырабатывают определенные точки зрения.

Роман – это летописная культура.

Культура развивается в диалоге с другими культурами. Культура – это ответ на культуру.

Карнавализация. Особенность карнавала – переворот иерархии.

В любой культуре существуют системы бинарных оппозиций (противопоставления) – тьма-свет и др. Как правило, в любой культуре большинство оппозиций складывается в большие цепочки. Любая культура в итоге быстро окостеневает и умирает. Карнавал дает жизнь культуре, переворачивая её.

Главное значение карнавала: акцентирует внимание на животных потребностях. На карнавале вместо официального разделения людей на сословия, происходит исчезновение всех границ и установление межличностных отношений.

По Бахтину, карнавал – это элемент культуры. Признак карнавала – наличие чудаков. Карнавал, уходя из жизни, переходит в литературу.

13.Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Концепция О.Шпенглера (противопоставление «культуры» и «цивилизации». Теория Л.Н.Гумилева (пассионарность). Концепция Тойнби (вызов и ответ, творческое меньшинство).

Н.Я.Данилевский. Он расположил культурно-исторические типы в следующем хронологическом порядке: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, европейский. Кроме самобытных культурных типов Данилевский выделял «временно появляющиеся феномены» - гунны, монголы, турки – отличающиеся тем, что помогли умереть цивилизации.

О.Шпенглер. Цивилизация (Европа в XX веке) – неизбежная судьба культуры, фаза увядания после полнокровного цветения. Эта фаза неизбежна для любого культурного организма, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры. Немецкий философ предпринимает попытку сравнительного анализа восьми выделенных им культур (античной, западной, индийской, вавилонской, китайской, арабской, египетской и мексиканской), прослеживая созвучность жизненных ритмов. Каждая культура имеет определенную длительность. Эти длительности обозначены им как древность, культура и цивилизация.

А.Тойнби. В широком поле исторического исследования Тойнби склонен выделять 21 цивилизацию: западную православную, иранскую, арабскую, исламскую. и др. Тойнби анализирует 7 «живых» и 14 «мертвых» цивилизаций, пытаясь найти скрытые пружины исторических изменений. С одной стороны, как он считает, в жизни каждой культуры эмпирически фиксируемы стадии рождения и роста, надлома и распада.

Инициатором исторического действа является Бог, поскольку он бросает Вызов, на который придется отвечать. Череда Вызовов и Ответов образует своеобразный жизненный ритм культурных образований. Адекватный ответ на вызов стимулирует рост культуры, признаком которого является процесс самоопределения. Признаки распадающегося общества: затухают плодотворные процессы индивидуализации, творческие личности теряют ориентиры и попадают под массовый гипноз большинства.

Л.Н.Гумилев. Формирование нового этноса происходит в результате следующего из космоса энергетического толчка, который сообщает группе индивидов избыточную энергию, называемую Гумилевым «пассионарностью». Пассионарность проявляется в том, что приобретшие её индивиды неодолимо стремятся к некоей деятельности, связанной с достижением намеченной цели. Эта цель может быть как разумной и полезной, так и губительной для преследующих её субъектов.

Пассионарии – это мутанты, у которых не работает инстинкт самосохранения, свойственный обычным людям. Однако именно они являются тем звеном, без которого не может развиться этнос и сложиться новая культура. Пассионарии – экстремальные особи, ими движет бессознательное стремление.

Субпассионарии – это люди с «отрицательной пассионарностью», ими управляют примитивные эгоистические импульсы, они не способны на страстное целедостижение и тем более самопожертвование. Они согласны продаваться за любые блага, быть наемниками любому тирану, плакать, ругаться и острить, но не сопротивляться насилию.

14.Джеймс Фрэзер о магии (типология, различие магии и религии). Л.Леви-Брюль. Критика Дж.Фрэзера. Принцип партиципации. Сходство и недостатки взглядов Фрэзера и Леви-Брюля. Б.Малиновский и К.Мегрелидзе о магии. Соотношение магии и религии по Э.Дюркгейму.

Магия. Д.Фрэзер.

В книге «Золотая ветвь» впервые появляется проблема магии.

Симпатическая магия. Подобное производит подобное; следствие похоже на причину – гомеопатическая магия.

Вещи, которые пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействие и после непосредственного контакта – контогеозная магия.

Всякая магия – это симпатическая магия и две её разновидности – гомеопатическая (подобное производит подобное) и контогеозная.

Магия является носителем природных законов и ложным руководящим принципом поведения.

По Фрэзеру, магия – это ложная наука, т.е. псевдонаука.

Магия:

1.Теоретическая (псевдонаука).

2.Практическая (бесплодное искусство) – позитивная (колдовство) и негативная (табу).

Существует феномен магии, которая близка науке, т.к. и магия, и наука ищут логические объективные законы. Религия имеет субъективный характер – выполнение желаний или потребностей.

Магия древнее религии, т.к. магия была во всех обществах, а религия более сложна и совершенна.

Магия – это наука активная, а религия – пассивная.

Л.Леви-Брюль.

Был критиком Фрэзера.

По мнению Леви-Брюля, Фрэзер придавал мышлению примитивных народов несуществующую у них логику.

Причинно-следственные связи присущи только цивилизованным народам.

Мышление древних людей пра-логично (А не равно А, т.е. А не может быть не А, либо А, либо нет). По мнению Леви-Брюля, закон А не равно А у примитивных народов отсутствует.

Закон партиципации (сопричастность). Предмет существует в мире и является чем-то другим. Магия – это действие по закону партиципации.

Эмиль Дюркгейм.

Социологическая школа. Религия – общество, интеграция, официально разрешенная. Магия – индивидуальна, запретна.

Религия – соперник магии. В реальности в религии есть много магических действий; она вынуждена впускать к себе магию, прикрывая её догмами и постулатами.

Магия в жизни является неотъемлемой частью религии; религия не может существовать без магии.

К.Мегрелидзе. Пока существуют люди творческих профессий, будет существовать магия. Творчество рождает неопределенность: игры, писатель, сценарист, музыкант, композитор.