Тема 15. Культура эпохи эллинизма.
Эллинизм – период в развитии античной культуры, характеризуемый общими чертами, начало которого положил Восточный поход Александра Македонского и массовая колонизация земли. Объединение ряда племён и становление общего языка (койне) привело к тому, что народы античного мира стали называть себя эллинами, а культуру эпохи с 392 г.до н.э. по 1 в. н.э. принято называть эллинизмом.
Греко-македонские походы, создание империи Александра Македонского и её распад привели к взаимодействию и взаимопроникновению различных культур. Новые формы социально-политических, экономических и культурных отношений в период эллинизма были продуктом синтеза как восточных, местных так и греческих элементов. В различных регионах эти формы имели свою специфику, но на их основе возник сложный сплав греко-римской цивилизации.
Историю эллинизма подразделяют на ряд этапов: 1) возникновение эллинистических государств (конец IV- нач. III в до н.э.) 2) формирование социально-политической структуры и расцвет этих государств (III- нач. II в. до н.э.) 3) период экономического спада и подчинения власти Рима (середина II- конец I в. до н.э.).
В период эллинизма теряют прежние этнические различия греки и македоняне, а обозначение “эллин” приобретает социальное содержание, термин распространяется на те слои населения, которые могут получать образование по греческому образцу и вести соответствующий образ жизни. Начало эллинистической эпохи совпало с кризисом греческой полисной системы, поскольку полис уже не может гарантировать свободу и материальное благополучие гражданам. В силу этого все большее распространение получают личные связи с представителями царской администрации, покровительство, постепенно не только формально, но и по убеждениям гражданин полиса превращается в подданного царя. Эти процессы в некоторой степени оказали на формирование эллинистической культуры, получившей широкое распространение на периферии античного мира.
Общей чертой культуры эллинов является синтез местных традиций с элементами греческой культуры, сходные тенденции социально-экономического и политического развития. Одним из стимулов её формирования стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования: в полисах и восточных городах возникали гимназии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы. Система образования состояла из 2-3 ступеней в зависимости от экономического положения полиса. Наряду с образованием значительную роль в распространении эллинистических традиций играли празднества и игры.
Архитектура эллинистических городов продолжала греческие традиции, но наряду с храмовым получило распространение гражданское строительство: театры, гимназии, дворцы. В эту эпоху появляются новые типы общественных зданий – библиотеки ( в Александрии, Пергаме, Антиохии и других городах), специфические сооружения – Фаросский маяк и Башня ветров в Афинах. Крупнейшая библиотека древности находилась в Александрии, в ней хранилось свыше двух тысяч рукописей и пергаментных свитков, в ней работали ученые и поэты.
Взаимодействие греческих и восточных научных достижений обусловило необходимость систематизации знаний и стимулировало прогресс науки. Особое развитие получила математика, труд Евклида ”Начала” или “Элементы” сконцентрировал знания по геометрии, работа Аполлония из Перги о конических сечениях положила начало тригонометрии). С именем Архимеда связаны изобретения в механике, открытие и становление гидростатики.
Достижения вавилонских астрономов, усвоенные эллинами, привели к выдвижению гипотезы, что земля и планеты вращаются вокруг Солнца (Аристарх из Самоса, Эрастофен). Гиппарх из Никеи установил продолжительность лунного месяца, классифицировал 805 неподвижных звёзд и разделил их на 3 группы по яркости.
В результате походов Александра Македонского значительно расширились представления греков о географии, так Дикеарх около 300 г. до н.э. составил карту мира и вычислил высоту многих гор Греции. Эратосфен вычислил окружность Земли. Во II в. до н.э. эллины считали, что все моря есть единый океан, имели представления о пяти климатических поясах Земли. Сочинения эллинских географов легли в основу 17-томной “Географии” Страбона, содержащей описание всего известного к тому времени мира от Британии до Индии.
Феофраст, ученик и приемник Аристотеля, создал “Историю растений”, в которой систематизировал все известные данные ботаники того времени.
В медицине существовали 2 направления: “книжное” (или “догматическое”), которое отстаивало умозрительные познания природы человека и его заболеваний и эмпирическое, которое изучало конкретные болезни. Герофил Халкедонский в III в. до н.э. установил наличие нервов и их связи с мозгом, высказал мысль о кровообращении. Развита была и операционная хирургия, фитотерапия.
Наука развивается и при дворцах правителей, в мусейонах и библиотеках, где создавались благоприятные условия для творчества. Из многочисленных литературных достижений сохранилось до наших дней незначительное количество, но продолжали разрабатываться традиционные жанры – эпос, трагедия, комедия, лирика, появились новые филологические исследования, словари, лексиконы, биографии и другие жанры. Образцы утонченной поэзии оставили Каллимах и Арат.
В лирике крупнейшим поэтом был Феокрит из Сиракуз, автор буколических идиллий. В то же время для широкой публики были предназначены комедии и мимические сцены, появилась “комедия нравов”, наибольшей популярностью пользовались комедии Менандра (“Третейский суд”, ”Остриженный” и др.), которые сохранились в папирусах II-IV в.в. н.э.
Проблема жизни и деятельности эллинов нашли отражение и в художественном творчестве. Монументальная скульптура характеризуется грандиозностью, сложностью композиций на мифилогические темы. Родосский колосс – бронзовая статуя Гелиоса (автор Херес ) – 35 метров высоты был чудом искусства и техники Алтарь Зевса в Пергаме (II в.до н.э. ) поражал своими грандиозными размерами (более 120 метров длины), экспрессивностью фигур и выразительностью покорял современников.
Традиции Лесиппа, Скопаса и Праксителя были продолжены Родосской, пергамской и александрийской школами скульптуры.
- Конспект лекций по культурологии.
- Тема 1. Культурология, круг ее проблем и роль в обществе
- Тема 2. Религиоведение в структуре культурологического знания.
- Тема 3. Зарождение и развитие предствавлений о культуре.
- Тема 4. Основные течения культурологической мысли хх века.
- Тема 5 . Структура культуры и её основные функции
- Тема 6. Источники и механизмы культурной динамики.
- Тема 7. Типология культуры.
- Тема 9. Культура первобытности.
- Тема 10.Культура Древнего Китая.
- Тема 11. Древнеиндийская культура. Буддизм.
- Тема 12. Культура Ближневосточных цивилизаций в древности.
- Тема 13. Иудейская культура. Библия как памятник культуры
- Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.
- Тема 15. Культура эпохи эллинизма.
- Тема 16. Древнеримская и древнеиталийская культура.
- Тема 17. Средневековая культура Западной Европы.
- Тема 18. Культура Византии и Древней Руси.
- Тема 19. Становление теоцентризма в странах Востока. Ислам.
- Тема 20 . Культура Ренессанса
- Тема 21. Европейская культура Нового времени (XVII-XVIII века)
- Тема 22. Мировая культура XIX века.
- Тема 23. Русская культура XIX века.
- Тема 24. Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX века.
- Тема 25. Отечественная культура XX века.
- Вопросы к экзамену по курсу «Культурология»