18. Культурные ценности и нормы.
Существует два подхода к изучению окружающего мира:
1) Онтологический – изучение сущности предмета
2) Аксиологический – связан с выражением отношения человека к предмету. Выразить это отношение позволяют ценности.
Ценности – это материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Также многочисленны и типологии ценностей, осуществляемые по разным основаниям:
- по предметному содержанию (материальные, духовные, этические, политические)
- по роли в жизни человека (терминальные – цели, инструментальные – средства)
- по функциональной направленности (интегрирующие, дифференцирующие)
- по актуальным потребностям индивида.
Главная функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.
Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.
Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.
Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.
В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.
Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.
Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.
НОРМЫ.
Нормы – это правила поведения и жизнедеятельности людей и их принципы. Типология норм:
- Нормы-запреты (табу). Есть в каждом обществе, но особенно много их в архаичном обществе. По мере развития общества количество табу сокращается.
- Нормы-рамки. Определяют границы допустимого поведения.
- Нормы-идеалы. Представление о совершенстве в разных сферах жизни, в том числе, о совершенном человеке.
Нормы различаются по степени обязательности выполнения и степени свободы выбора. Наиболее жесткий, принудительный характер имеют правовые нормы, технические, нарушение которых карается санкцией.
Другие нормы носят менее жесткий характер, допуская свободу выбора.
Нормы исторически конкретны, они могут изменяться, разрушаться, заменяться новыми. Нормы очень тесно связаны с ценностями, так как они вытекают из ценностей, являясь их продолжением на практике. Например, жизнь или здоровье порождают такие нормы, как не убий, не навреди больному.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры