logo
зачет культурология

2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Шпенглер: работа «Закат европы». Каждая культура совершает цикл рождения, расцвета и умирания. Цивилизация характеризуется им как господство интеллекта над инстинктами, мертвой природы над жизнью, техники над сферами духовного творчества – искусством, религией, философией.. Шпенглер проводит аналогию между развитием культуры и развитием живого организма. Всего Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная и культура майя. Все эти культуры не связаны друг с другом, между ними можно лишь проводить аналогии. Особо Шпенглер отмечает русскую культуру как находящуюся в процессе возникновения.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Тоэнби: Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетскаяандскаядревнекитайскаяминойскаяшумерскаямайянская, дальеневосточная, христианская…. Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации, а также которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосыкочевники). Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

–профессиональные солдаты;

–администраторы;

–священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

Данилевский: обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.