43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
В культуре советского периода можно выделить: официальную советскую, социалистическую культуру, «теневую», культуру инакомыслия и культуру «подполья» (самиздат и т.д.). Советская культура поддерживала социалистический режим, установившийся в стране.
Остальные – были к нему в оппозиции. Следует отметить, что с укреплением советского строя, установлением власти одной партии – КПСС, только в сфере культуры сохранилась возможность, хотя и завуалировано, высказать взгляды, противоречащие коммунистической доктрине.
Истоки социалистической культуры уходят в период I российской революции. Именно тогда В.И. Ленин заложил ее теоретические основы. Они сводились к следующему:
1) утверждению, что в каждой национальной культуре есть социально-демократические и буржуазно-черносотенно клерикальные элементы;
2) рассмотрению культуры в утилитарно-практических целях, то есть как средство решения политических задач;
3) провозглашению в статье «Партийная организация и партийная литература» принципа партийности литературы, а следовательно, и всей культуры в целом, что привело в дальнейшем к селекции культуры, к отбиранию и поощрению только того, что совпадало с целью коммунистического строительства.
На всем протяжении своего развития советская культура отличалась противоречивостью. Главными среди них были: противоречия между количеством и качеством, между реальностью и лозунгами, между научными открытиями мирового значения и запрещениями целых отраслей науки (генетики, кибернетики, социологии), между провозглашением общечеловеческих ценностей и принципом партийности литературы и искусства, поощрявшим классовую ненависть.
Что касается художественной культуры, то в первые послеоктябрьские годы здесь господствовал авангардизм. Но он был не понятен ни народным массам, ни вождям революции, и поэтому был сделан выбор в пользу социалистического реализма. Теоретиком социалистического реализма выступил Н.И. Бухарин.
Его положения сводились к следующему: философской предпосылкой социалистического реализма является диалектический материализм; соцреализм от простого реализма отличается тем, что в центре внимания он ставит борьбу пролетариата и строительство социализма; соцреализм антииндивидуалистичен.
Следует обратить внимание, что отечественная культура в советское время не развивалась поступательно-прямолинейно. Отсюда ее можно разделить на несколько периодов.
Первый охватывает 20е годы XX столетия. Для него еще был характерен культурный плюрализм.
Второй – 30е – начало 50х годов. Его можно охарактеризовать как тоталитарный период. Основу тоталитарной культуры составляли культы вождя и героя, гигантомания, технократическое мышление.
Третий период – конец 50х – начало 60х гг. Его называют периодом «Оттепели», когда, с одной стороны появляется возможность свободного самовыражения культуры, с другой – сохраняются ее идеологические ограничения.
Четвертый период охватывает вторую половину 60х — начало 80х гг. Его можно рассматривать как период брежневского неосталинизма.
В то же время, именно в эти годы получает развитие культура инакомыслия, то есть диссидентства. Она выступила как оппозиция официальной советской культуре. Диссидентство создало новую социокультурную и политическую ситуацию в открытом поединке с системой советского режима.
Она активно популяризировала «катакомбную», или «подпольную» культуру, придала ей статус гонимой и сделала известной на Западе. Диссидентство разбудило общество, заставило его думать. Но в целом диссидентское движение не носило организованный массовый характер. Это было выступление отдельных личностей и групп.
В заключение можно отметить, что культура советского периода была более близка к западной, чем культура дореволюционной России. Это проявилось как в возобладании технократического мышления, а отсюда – в падении духовности, которой всегда отличалась Россия от Запада, так и нивелировании и усреднении культуры, что выразилось, прежде всего, в языке, быте, одежде, манерах поведения.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры