6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей». Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, Заратустра. ..Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры