31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.
Усиливается антропоцентризм и рационализм, культ разума, но образ Бога сохраняется. Однако Бог исчезает из повседневной жизни. Бог отождествляется с разумом, с Космосом. Отношение к церкви резко отрицательное. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план миросозерцание срединного человека, главное которого здравый смысл и практический рассудок. Теория разумного эгоизма.
Культура Просвещения оказалась неспособной понять другие культуры.18 век породил европоцентризм. Эпоха Просвещения дала толчок развитию естественных наук (физика, химия, биология) – при помощи эмпиризма (при помощи опыта). Сориентировала человека на бытовые утилитарные ценности. Она сделала вопросы повседневной организации главными.
18 век стремясь развинчивать мифы средневековые, издеваясь над христианством и церковью, породил новые мифы: миф о прогрессе, о всесилии разума, о демократии. Французкая Буржуазная революция являлась воплощением просвещения и вместе с тем уничтожила как доминанту европейской культуры.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры