5.4. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ1
Современный фольклор Присурья (по материалам экспедиций).
Фольклор и литература. См.: А.М. Новикова, Е.А. Александрова. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978.
Фольклор и русское искусство.
Мифология и фольклор.
Культурология и проблемы фольклористики.
Проблемы фольклористики: собирание и изучение фольклора в XVIII-XX веках. Выдающиеся фольклористы. Школы и теории в фольклористике.
Система жанров устного народного творчества. Поэтика фольклорных жанров. Историческая поэтика.
Русский фольклор и проблемы взаимоотношения с фольклором других народов.
Проблемы славянского фольклора в русской фольклористике.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ
Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций).
Обрядовый фольклор Присурья (по материалам экспедиций).
Бытование частушек в Чувашском крае (по материалам экспедиций).
Принципы разработки проблем фольклоризма литературы.
Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы.
Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века.
Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет».
Фольклоризм «Слова о полку Игореве».
Былинные сюжеты в литературной обработке.
Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством.
М.В. Ломоносов и фольклор.
Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция.
Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века: М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.).
Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма.
В.А. Жуковский и фольклор.
Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники.
А.С. Пушкин и народные сказки.
В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки.
А.С. Пушкин и народная песня.
М.Ю. Лермонтов и фольклор.
Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
А.В. Кольцов как поэт-песенник.
Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского.
Народные песни литературного происхождения в XIX веке.
К. Аксаков-фольклорист.
Фольклоризм Н.М. Языкова.
А.М. Горький и фольклор.
Фольклор в творчестве А.И. Куприна.
Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин.
Фольклорные сюжеты в лубочных картинках.
Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова.
Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого.
Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов».
Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики.
Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора).
Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений).
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
Жанр комической оперы и традиции устной народной поэзии.
Духовно-философская лирика конца XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьев) и проблемы фольклоризма.
Фольклор как стилевая доминанта творчества (Н. Кольцова, С. Есенина, крестьянских поэтов, прозаиков XX в. (Белова, Распутина, Шукшина) и др. по выбору студента).
Проблемы фольклористики в трудах Д.С. Лихачева.
Художественная интерпретация личности И. Грозного (Петра I, С. Разина на выбор студента) в русском фольклоре (предания, легенды, исторические песни) и в художественной и исторической литературах.
Фольклоризм творчества писателя (по выбору студента).
Народная и литературная баллада: общее и специфическое.
Традиции фольклора в авторской песне (на примере одного-двух авторов по выбору студента).
Народная песня в творчестве М.А. Шолохова (В.М. Шукшина и др. писателей по выбору студента).
Художественная функция фантастики в народной и литературной сказках.
Структурно-типологический метод в изучении народной прозы: генезис и перспективы.
Народные суеверные рассказы в творчестве писателей XVIII-XIX в. (О. Сомов, И. Тургенев, Д. Григорович, М. Вовчак и др.).
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Основные цели и задачи курса
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1 Уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).
- 2 Уровень сложности: реферирование.
- 3 Уровень сложности: эссе.
- 5. Содержание дисциплины
- 18 Часов
- Планы практических и семинарских занятий
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература к докладу:
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- 5.4. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: