Литература к докладу:
М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.
В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.
Тема: Поэтика былин
Задание:
Прочитайте главу «Былины» в учебнике.
Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.
Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).
Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.
План занятия
Подготовьтесь к выступлению в аудитории:
Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.
Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.
Периодизация и классификация русских былин.
Перечитать, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:
роль вступления к былине;
черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;
герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;
главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;
средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);
язык былины, былинный стих (строфемы).
На все вопросы подобрать примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Основные цели и задачи курса
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1 Уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).
- 2 Уровень сложности: реферирование.
- 3 Уровень сложности: эссе.
- 5. Содержание дисциплины
- 18 Часов
- Планы практических и семинарских занятий
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература к докладу:
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- 5.4. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: