logo
Kopia_Kopia_UMK_Folklor_dlyaMPGU

Литература к докладу:

  1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.

  2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.

Тема: Поэтика былин

Задание:

  1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

  2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

  3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

  4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия

  1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

    1. Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

    2. Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

    3. Периодизация и классификация русских былин.

  2. Перечитать, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

    1. роль вступления к былине;

    2. черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

    3. герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

    4. главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

    5. средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

    6. язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подобрать примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.