Литература
Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970.
Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.
Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.
Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990.
Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.
Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957.
А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.
Тема: Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц
Задание:
Прочитайте главу по учебнику.
В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть.
Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составить план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342.
План занятия
Подготовиться к выступлению по вопросам в аудитории:
Определение жанра пословиц. Тематика пословиц.
Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними.
Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции.
Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева.
В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц.
Источники сборника пословиц Даля.
Принципы распределения пословиц в сборнике.
Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Основные цели и задачи курса
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1 Уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).
- 2 Уровень сложности: реферирование.
- 3 Уровень сложности: эссе.
- 5. Содержание дисциплины
- 18 Часов
- Планы практических и семинарских занятий
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература к докладу:
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- 5.4. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: