logo
Kopia_Kopia_UMK_Folklor_dlyaMPGU

Литература

  1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

  2. Глава по учебнику.

  3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

  4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

  5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

  6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

  7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

  8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

  9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).

Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках

Задание:

  1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.

  2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);

  3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.

  4. Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.

План занятия

  1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:

    1. Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.

    2. Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).

    3. Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.

    4. Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.

  2. Дайте идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: гр. «А» - «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); гр. «Б» - «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); гр. «В» - «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).

Для анализа продумайте вопросы:

  1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?

  2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.

  3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.

  4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).

  5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.

  6. Язык сказки.

  7. Народные идеалы и мечты в сказке.

Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.