13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
Дадаизм (от фр.dada – конек, детская деревянная лошадка) возник в период Первой мировой войны с Цюрихе. Это направление в искусстве явилось выражением протеста против мировой войны. Вдохновителем этого движения стал французский художник Марсель Дюшан. После окончания Первой мировой войны центром дадаистского движения становится Париж.
Представители дадаизма устраивали в Париже громкие скандалы. Во время своих выступлений поэты-дадисты выкрикивали в зал бессмысленный набор слов, художники-дадаисты выставляли коллажи из наклеенных на холст обрывков фотографий, газет, веревок, битого стекла и проволоки. На выставках показывали самые абсурдные вещи: колесо, укрепленное на табуретке; металлическую клетку, заполненную мраморными кубиками; железную сушилку для бутылок. Откровенный эпатаж и хулиганство дадаистов приводили публику в исступление, и творческие встречи нередко заканчивались драками и вмешательством полиции.
Главный символ их программы – «Ничто, Пустота» отрицанию всего и вся
Дадаизм был изолирован от окружающей жизни. Дадаисты стремились разрушить искусство, создать ощущение абсурдности, хаоса, полной непонятности. Основу дадаизма составляло бессознательное, инфантильно-бессвязное творчество, лишенное логического мышления.
Работы, берлинской группы под руководством художника Георга Гросса выражали протест против войны и мещанской пошлости. Работы этой группы носили в себе издевательское преувеличение. Например, на одной из их выставок был представлен манекен в виде немецкого офицера в каске, со свиной мордой вместо лица.
Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. К середине 1920-х годов он закончил свое существование, оказав большое влияние на литературу и изобразительное искусство. В частности подготовил почву для сюрреализма. Представители: Марсель Дюшан, Франсис Пикабия
Франсис Пикабия художник много экспериментировал и отошел от манеры импрессионистов и увлекся аналитическим кубизмом. Он написал акварель «Каучук», в которой заметно его стремление к абстрактной живописи. Абстрактные композиции «Удни, или Танец» и «Эдтаонисл». Франсис Пикабия и Марсель Дюшан приезжают в Париж, где становятся лидерами французской группы дадаистов. Пикабия создает серию картин с фантастическими, механическими приспособлениями ставшими метафорой абсурдной громоздкости и бессмысленности человеческих отношений («Парад любви»).
- 1.Предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века.
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 3.Фовизм.Особенности образно-пластического языка. Творчество основных представителей.
- 4.Творчество а. Матисса.
- 5.Кубизм.Особенности образно-пластического языка. Основные представители.
- 6.Творчествоп. Пикассо.
- 7.Абстрактное искусство. Образно-пластический язык.Основные представители.
- 8.Творчествов. Кандинского.
- 9.Творчество п. Мондриана.
- 10.Творчество к. Малевича.
- 11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
- 14.Творчество м. Дюшана.
- 15.Сюрреализм. Эстетика и пластический язык.Основные представители.
- 16.Творчество с. Дали.
- 17.Художественный метод модернизма и социально-политические течения первой половины 20 в. Взаимосвязь.
- 18.Русский авангард (кубофутуризм). Философия жизнестроительства.
- 19.Художественная деятельность группы «союз молодежи».
- 20.Творчество п. Филонова.
- 21.Творчества к. Петрова-водкина.
- 22.Творческие объединения в советском изобразительном искусстве 20-30-х гг.
- 23.Соцреализм. Идеология и пластический язык метода. Основные представители.
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- 25.Советский пейзаж первой половины 20 в.
- 26.Советская жанровая картина (бытовой жанр)первой половины 20 в.