20.Творчество п. Филонова.
Филонов Павел Николаевич (1883-1941), живописец, график, представитель футуризма . С 1896 жил в СПб. Учился в Рисовальной школе ОПХ, мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В раннем творчестве отразились тенденции неопримитивизма и экспрессионизма ("Пир королей"). Создал концепцию аналитич. иск-ва, осн. на прорисовке мельчайших деталей картины, ее первоэлементов, слагающихся в сложные концептуальные композиции ("Цветы мирового расцвета"). Худож. кредо изложил в манифестах "Сделанные картины", "Декларация Мирового Расцвета" и трактате "Идеология аналитич. иск-ва и принцип сделанности". Был членом "Союза молодежи" (с 1910). Иллюстрировал книги поэтов-футуристов, участвовал в оформлении спектаклей. Вместе с Д.Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины"». Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы - 1912-1913), вплотную примыкают к символизму и модерну - с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к "вечным темам" бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками - как прочно "сделанную" вещь. У него чистая, искрящайся, пестрая живопись. Вернувшись с фронта он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института худ-ной культуры). Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать "тематическую картину" в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода) или «Торжественный портрет вождя» не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные "формулы" 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой - он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие хранится в Русском музей). Умер Филонов от голода в Ленинграде 3 декабря 1941.
- 1.Предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века.
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 3.Фовизм.Особенности образно-пластического языка. Творчество основных представителей.
- 4.Творчество а. Матисса.
- 5.Кубизм.Особенности образно-пластического языка. Основные представители.
- 6.Творчествоп. Пикассо.
- 7.Абстрактное искусство. Образно-пластический язык.Основные представители.
- 8.Творчествов. Кандинского.
- 9.Творчество п. Мондриана.
- 10.Творчество к. Малевича.
- 11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
- 14.Творчество м. Дюшана.
- 15.Сюрреализм. Эстетика и пластический язык.Основные представители.
- 16.Творчество с. Дали.
- 17.Художественный метод модернизма и социально-политические течения первой половины 20 в. Взаимосвязь.
- 18.Русский авангард (кубофутуризм). Философия жизнестроительства.
- 19.Художественная деятельность группы «союз молодежи».
- 20.Творчество п. Филонова.
- 21.Творчества к. Петрова-водкина.
- 22.Творческие объединения в советском изобразительном искусстве 20-30-х гг.
- 23.Соцреализм. Идеология и пластический язык метода. Основные представители.
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- 25.Советский пейзаж первой половины 20 в.
- 26.Советская жанровая картина (бытовой жанр)первой половины 20 в.