11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
Экспрессионизм (от лат.-выражение) – направление в изобразительном искусстве, возникшее в Германии в конце 19-чале 20 вв. В основу его содержания легли: социально-критический пафос, обостренное самовыражение, субъективная передача духовного мира человека. Экспрес-изм возник как своеобразный протест против уродства окружающей действит-ти, унижения человека, неуверенности в завтрашнем дне.
Выразителями идей экспрессионизма стали художественные группировки «Мост» и «Синий всадник».
Основателями группировки «Мост» в 1905 году стали художники: Эрнст Людвиг Кирхнер – глава и вдохновитель объединения, Фриц Блейль, Карл Шмидт, Эрих Хеккер. Название «Мост» в их понимании символизировало связь между прошлым и будущим. В основу новой эстетики они поставили отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. Творчество художников этого объединения носило противоречивый и неоднозначный характер.
Новая ассоциация художников была создана в 1909 г. в Мюнхене Василием Кандинским и Алексеем фон Явленским. В 1911г. была проведена выставка, положившая начало новому сообществу экспрессионистов. Его назвали так же как альманах – «Синий всадник». Новое сообщество художников объединяло с группировкой «Мост» лишь негативное отношение к реализму и импрессионизму. Если представители «Моста» ещё не совсем отошли от фигуративного искусства, то художники «Синего всадника» находились под влиянием беспредметного искусства. Экспрессионисты использовали в своих полотнах жесткие, дисгармоничные, пронзительные цвета, будоражащие чувства людей. Таким путем они стремились достичь главной цели своего творчества – раскрыть свое нервное напряжение, донести его до зрителя. Выразительные свойства: деформация композиций, вычурная стилизация, изломанность форм, контрасты красок и светотени, смещение планов. Искажение действительности часто приводило к изображению фантастических кошмарных видений.
Одной из тем в творчестве экспрессионистов стала тема «маленького человека», одинокой личности среди враждебных ему людей, в огромном и чужом мире. В период ПМВ перестали существовать объединения «Мост» и «Синий всадник», но влияние экспрессионизма как направления творчества в целом выросло. Какие бы изменения и влияния не испытывал экспрессионизм, одна черта его оставалась неизменной – крайний драматизм. Представители: Отто Дикс, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Отто Дикс
Отто Дикс Одним из первых значимых его произведений стал портрет родителей, написанный в 1921 году. На котором изображены без прикрас суровые рабочие люди, при этом внешняя некрасивость персонажей не вызывает впечатления карикатуры. Картина «Окоп» устрашала, она показывала реальные кошмары войны. На ней изображен покинутый окоп, разбитые бревна, смесь глины и разорванных тел. На фоне неба на колючей проволоке висит тело убитого солдата.
Эрнст Людвиг Кирхнер Большое влияние на ранее творчество художника оказали кртины Ван Гога. Это сказалось в его первых работах: «Женский профиль и подсолнухи», «Женщина в белом платье».
Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит(«Автопортрет с натурщицей» ).
Он пишет драматические пейзажи с судорожно скручивающимся в узел пространством. В них создается ощущение надвигающаяся катастрофа («Красная башня в Халле»).
Эдвард Мунк приемы: резкие концентрические линии, отходящие от фигуры, контраст насыщенных цветов на общей сумрачной тональности картины, гибкие мазки, создающие единый ритм. («Ревность», «Дикий красный виноград»). Изображал аллегорические фигуры на фоне величественного причудливого пейзажа, показывающее неразрывную связь истории с силами природы, такова композиция «История». Энергия любви передана художником в панно «Химия», «Сбор урожая», «Источник», «Новое сияние».
Эмиль Нольде характерны интенсивные цвета, резкие грубо фактурные массы, наполненные эмоциями композиции. Главным выразительным средством художник сделал цвет, идущий из глубины картины, показывающий переживания его души. В этом смысле интересны пейзажи художника («Сад у Бурхарда», «Сад цветов»). Главной целью Нольде считал показать внутреннее восприятие художником окружающего мира.
В своем творчестве он уделил внимание теме большого города. На его полотнах город предстает таинственным, необычным, превращается в фантосмагорию.(«В ночном кафе», «За столом с вином,).
- 1.Предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века.
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 3.Фовизм.Особенности образно-пластического языка. Творчество основных представителей.
- 4.Творчество а. Матисса.
- 5.Кубизм.Особенности образно-пластического языка. Основные представители.
- 6.Творчествоп. Пикассо.
- 7.Абстрактное искусство. Образно-пластический язык.Основные представители.
- 8.Творчествов. Кандинского.
- 9.Творчество п. Мондриана.
- 10.Творчество к. Малевича.
- 11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
- 14.Творчество м. Дюшана.
- 15.Сюрреализм. Эстетика и пластический язык.Основные представители.
- 16.Творчество с. Дали.
- 17.Художественный метод модернизма и социально-политические течения первой половины 20 в. Взаимосвязь.
- 18.Русский авангард (кубофутуризм). Философия жизнестроительства.
- 19.Художественная деятельность группы «союз молодежи».
- 20.Творчество п. Филонова.
- 21.Творчества к. Петрова-водкина.
- 22.Творческие объединения в советском изобразительном искусстве 20-30-х гг.
- 23.Соцреализм. Идеология и пластический язык метода. Основные представители.
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- 25.Советский пейзаж первой половины 20 в.
- 26.Советская жанровая картина (бытовой жанр)первой половины 20 в.