12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
Футуризм (от лат.- будущее), новое направление искусства сложившееся в Италии в 1909 году. Начало ему положил итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, опубликовавший «Манифест футуристов» в 1908 г. Вскоре к нему присоединились художники Умберто Бочони, Джакамо Белла и Луиджи Руссолио.
Футуристы отрицали традиционную культуру, реалистические основы искусства. В своих произведениях они провозглашали культ машинной цивилизации, больших городов, скоростей, энергии.
Футуризм во многом был схож с кубизмом и экспрессионизмом. Особенно это было заметно по средствам выразительности: пересечение линий, многократные повторения и наплывы форм. Но в отличие от кубизма, футуризм являлся в, то, же время и активным общественно-политическим течением. Например, восхваление идеи сверх человека, войны, привело часть итальянских художников к фашизму.
Филиппо Маринетти, призывал восстать против традиций классического искусства. Этот призыв был подхвачен художниками, потом совершившими прорыв в искусстве. Художники футуристы старались поместить зрителя в центр картины, что бы острее ощутил движение и пространство. Изображение расчленялось на множество геометрических фигур разной формы создающих иллюзию калейдоскопа. Зритель с большим трудом может увидеть в картине какие-либо реальные предметы. По цветовому решению произведения футуристов значительно отличаются одно от другого. Одни художники использовали чистые и яркие цвета, другие однообразность и серо-коричневый тон. Футуристы стремились отобразить в своих произведениях физические явления – звук, скорость, энергию, что привело их к абстрактному искусству. Это, в свою очередь, повлекло за собой создание пластических, цветовых, динамических композиций, которые не передавали какого-либо определенного содержания. Задача этих композиций – вызывать свободные ассоциации, порождающие у зрителя эмоции и мысли. Геометрические мотивы использовались как знаки непостижимого, высшего духовного начала мироздания. Эксперименты над разложением движения и формы привели к беспредметной живописи, к которой они были привержены на закате футуризма.
Русские художники футуристы объявили себя независимыми от западных. Они отличались от западных своей идеологией. Они воспевали не превосходство машин над людьми, не воспевание техники, а возмущались одиночеством человека среди машин. В своих произведениях русские художники часто обращались к опыту народного и традиционного искусства. Они стремились определить пульс современной жизни во всей её простоте. Представители: Джокамо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра
Джокамо К футуризму примкнул в 1910 г. Одной из первых его картин в новом направлении стала композиция «Уличный фонарь» (1910). Где сверкающие спектральные линии, расходящиеся от электрической лампы, заглушает слабое свечение луны. Художник пытается придать динамику изображениям отдельными траекториями, а не дроблением фигур. Так он приходит к абстракции. «Пластичность + скорость»; «Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточки»).
Умберто Боччони черты – особый динамизм и насыщенность экспрессивными символами. Он стремится предать художественными средствами коллективные эмоции и движения людей. Мастер занимается скульптурой. В его работах прослеживается внутренняя энергия, а формы фигур стремительны и пластичны («Лошадь + всадник + дома. Динамическая конструкция галопа»).
Карло Карра В юности работал художником декоратором, занимался росписью стен. Одна из самых известных его картин этого периода «Похороны анархиста Галли». Ритм в композиции задается стремительно мелькающими частями форм. В 1915 году К. Карра отошел от футуризма и обратился к изображению уравновешенных конструктивных форм. Для этого направления характерны: упрощение формы, лишенные индивидуальных черт персонажи без лиц, погружение в мрачные кошмары. «Зачарованная комната. Метафизическая муза».
- 1.Предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века.
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 3.Фовизм.Особенности образно-пластического языка. Творчество основных представителей.
- 4.Творчество а. Матисса.
- 5.Кубизм.Особенности образно-пластического языка. Основные представители.
- 6.Творчествоп. Пикассо.
- 7.Абстрактное искусство. Образно-пластический язык.Основные представители.
- 8.Творчествов. Кандинского.
- 9.Творчество п. Мондриана.
- 10.Творчество к. Малевича.
- 11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
- 14.Творчество м. Дюшана.
- 15.Сюрреализм. Эстетика и пластический язык.Основные представители.
- 16.Творчество с. Дали.
- 17.Художественный метод модернизма и социально-политические течения первой половины 20 в. Взаимосвязь.
- 18.Русский авангард (кубофутуризм). Философия жизнестроительства.
- 19.Художественная деятельность группы «союз молодежи».
- 20.Творчество п. Филонова.
- 21.Творчества к. Петрова-водкина.
- 22.Творческие объединения в советском изобразительном искусстве 20-30-х гг.
- 23.Соцреализм. Идеология и пластический язык метода. Основные представители.
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- 25.Советский пейзаж первой половины 20 в.
- 26.Советская жанровая картина (бытовой жанр)первой половины 20 в.