13. Режиссура культурно-зрелищных представлений.
Режиссёр (фр. régisseur, от лат. rego — управляю) — постановщик спектакля, кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы.[1]
Главная задача режиссёра — это поставить данный ему сценарий, будь то сценарий кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм, циркового представления, оперы. От таланта режиссёра зависит успех, например, фильма. Если режиссёр опытный, умный, своеобразно мыслит, то это позволит ему точно передать идею, атмосферу сценария, также он может добавить что-либо своё, так называемый авторский почерк.
В процесс режиссуры входит:
1. отклик на соц заказ
2.разработка темы и идеи
3.определение формы и содержания
4.накопление и отбор материала
5.поиск сюжетного хода и худ. Монтаж
6. работа над композицией
7.опробирование сценария
8.дороботка сцнария
9. реализация
14. Предметный мир культурно-зрелищных представлений.
Состоит из множества деталей которые собирают отдельные части в единое представление:
Декорации (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину «конструктивный» ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой.
Различают два рода Декорации: «активную», чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и «пассивную», чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи.
Свет
Цвет
Звук
Хронометраж
Костюм Костю́м (от лат. costume) — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды, в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.
В более узком и общеупотребительном смысле костюм — элемент классической или деловой одежды: брючный костюм, костюм-тройка.
Бутафория Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу, а также в области изготовления ювелирных изделий и многих других.
Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде реквизита. Так, бутафорский кувшин может быть изготовлен из папье-маше, отформован из синтетических смол или склеен из пенопласта. Если это большая декорация, выбор технологии изготовления во многом зависит от мастера-исполнителя. Всего многообразия приемов, технологий, способов изготовления и применяемых материалов перечислить невозможно. Классический способ изготовления бутафории - из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства.
Раньше словом бутафория обозначали специально изготовленные предметы, которые применялись в театре, вместо реальных вещей. В наши дни, бутафорию применяют не только в спектаклях, но ее используют как праздничное оформление и в рекламных акциях, в оформление корпоративных праздников и мероприятий, оформление детских праздников. Большая декорация всегда интересна, а изготовление возможно только по технологии бутафории.
15. Свето-звуковое пространство в создании культурно-зрелищных представлений.
Когда сценарий готов и утверждён, начинается работа с художниками над определением художественного образа зрелища
Далее нельзя забывать и о работе с композиторами, ещё одной, не менее важной части в разработке зрелищной программы. Эта работа состоит в подборе музыкального материала и составлении музыкальной партитуры шоу. Из этого всего естественно делаем вывод о том, что музыка так же сильно влияет на психологическое состояние зрителя. Тем более, что современная техника музыкального воспроизведения (по последним данным учёных), благодаря качественному и усиленному звучанию низкочастотных колебаний, способна сотрясать серое вещество спинномозговой жидкости и тем самым вызывать эмоциональный дисбаланс.
Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания концертно-зрелищной программы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овладеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления концертно-зрелищных программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания.
В сложном процессе подготовки и проведения концертно-зрелищных программ специалисты имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете, зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.
Одним из важных элементов концертно-зрелищной программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека..
Прежде всего следует классифицировать музыку в концертно-зрелищной программе. Музыкальное оформление - это включение в программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.
Каждая концертная программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в концертно-зрелищной программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.
Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов мероприятия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.
По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.
На праздниках, карнавалах, в обрядах, народных гуляньях музыкальным прологом служат театрализованные костюмированные шествия участников, марш-парады духовых оркестров, кавалькады машин, и другой техники, традиционные ритуалы и парады самодеятельных коллективов и спортсменов на открытии фестивалей, спортивных праздниках.
Каждая концертно-зрелищная программа состоит из нескольких взаимосвязанных эпизодов.
Музыкальный эпизод - относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка.
Музыкальный эпизод представляет собой синтез готовых музыкальных произведений, принадлежащих одному или разным композиторам, в котором концентрируются сущность, содержание жизненного события, обладающего драматургической законченностью, то есть здесь есть завязка, кульминация и развязка Широко используются в концертно-зрелищных программах вставные музыкальные номера Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения. Это может быть песня, романс, инструментальная пьеса, хореографическая композиция, фрагмент из музыкального фильма, оперетты и т. д. Как правило, вставной номер бывает, не связан с сюжетом.
Музыкальный антракт - представляет собой миниатюрную увертюру к действию, которое будет развертываться в последующем фрагменте программы. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы, организовывать мысль и фантазию аудитории, сделать ее соучастником действия, развивающегося в музыкальных образах во время перестановок, пауз, перестроений, смены декораций.
Музыкальные финалы - значительная часть концертно-зрелищной программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала оставляет ощущение незавершенности всей программы.
А теперь следует рассмотреть функции музыки в концертно-зрелищной программе. Музыка в зависимости от условий ее применения в программе может нести самые разнообразные функции. Одной из важнейших функций музыки является эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.
Музыкальная характеристика образов многозначна. Музыка может передать состояние героев, их настроение, черты характера, склонности, темперамент, национальную и социальную принадлежность персонажей. Знание музыкального материала, возможностей музыки помогает организаторам полнее реализовать эту функцию музыкального искусства
Музыка играет значительную роль в характеристике места и времени действия. Она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, которой посвящена программа
Одна из функций музыки - создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, - помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов.
Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Важная роль музыки проявляется в ее конструктивно - композиционной функции. Она способна придавать концертно-зрелищной программе композиционную стройность и завершенность.
Еще одной функцией является организация темпо-ритма программы. Музыкальное искусство - искусство временно точное представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс. Поэтому темп музыки позволяет динаминизировать действо, ускорить его развитие или затормозить.
Музыка может ритмически организовать действие, придать определенную эмоциональную окраску не только персонажам, но и движущихся предметов - автомашин, кораблей и т.д., что особенно важно для концертно-зрелищных программ.
Зрелища всегда и везде отличались своей яркостью и фееричностью, а этого часто добиваются при помощи ярких костюмов участников, световых эффектов и пиротехники.
Светотехника в наши дни достигла огромных достижений, и её применение при разработке шоу - программ стало необходимостью. Здесь надо добиться такого эффекта, чтобы свет в буквальном смысле «пел» вместе с музыкой, а так же отражал настроение эпизодов и их направленность. Для этого существуют специальные световые партитуры и компьютерные программы. Например, звуки заводящегося электронного агрегата вместе с поднимающимися лучами прожекторов создают впечатление эмоционального подъёма в психике зрителя. Пиротехнические эффекты уже давно завоевали уважение у режиссёров зрелищных программ, так как они тоже оказывают огромное воздействие на эмоциональное состояние человека. Ещё в древности, человека завораживал огонь, его магическая сила и наверно, поэтому пиротехнику используют как одно из выразительных средств концертных зрелищ. Например, в хорошо известном Диснейленде каждый вечер проходят парады светящихся фигур, и устраиваются грандиозные фейерверки.
Современные постановщики зрелищных программ, для облегчения своего труда, используют универсальные таблицы, содержащие все необходимые пункты постановочной работы. Такими таблицами являются рабочий сценарий и монтажный лист.
РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ.
Сценарий | Основное Действие | Место действия | Основные объекты | Участвующие коллективы |
Художественное Оформление Реквизит | Музыка
| Освещение
| Время
| Примечания
|
В этой таблице находится полное описание всей программы, поэтому она и называется рабочим сценарием. Особенно хорошо она помогает при постановке крупных массовых - зрелищных программ, когда действие происходит на различных сценических площадках и в разное время. На этой таблице можно увидеть и представить полную картину празднования и, естественно она предоставляет возможность легко корректировать сценарий.
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ.
% п\п | Эпизод
| Участники
| Костюмы
| Реквизит
| Свет
| Музыка звук |
Кино | Хронометраж | Примечания |
Монтажный лист применяется для постановки менее крупных мероприятий, например: концертов, шоу-программ, презентаций, различных показов, а так же составляет часть рабочего сценария.
- 1. Игровые основы развлечений и активного отдыха.
- 2. Игровая программа и принципы ее построения
- 3. Культура бала: история и современность.
- 5. Знаменитые карнавалы современности.
- 6. Феномен шоу и мастерство шоумена.
- Авиационное шоу
- Шоу балет
- 8. Проект как феномен современной культуры. Принципы и технологии социокультурного проектирования.
- 9. Кураторство как явление современной культурно-художественной практики.
- 10. Фестивали в современной культуре.
- Музыкальный фестиваль
- 12. Сценарий культурно-зрелищного представления: структура, технология разработки.
- 13. Режиссура культурно-зрелищных представлений.
- 16. Многообразие и типология современных культурно-зрелищных форм.
- 17. Анимационные программы в социально-культурном сервисе.
- Аниматоры для детей
- 4. Культурно-досуговые мероприятия
- Организация и проведение корпоративного Нового года
- Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления
- Кинофестиваль
- Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 24. Специфика организация спортивных мероприятий.
- 25. Культура праздника в Санкт-Петербурге (городе – центре филиала): фирмы, представители, наиболее значимые мероприятия.
- Предварительная программа Русских Ганзейских дней 2011 года в Великом Новгороде
- Студия детского праздника Павла ЧиковаСтудия детского праздника Павла Чикова
- 26. Дома детского и юношеского творчества в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Новгородский театр для детей и молодежи «Малый»
- Новгородская Областная Филармония
- 27. Дворцы культуры в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов). Новгородский городской Дворец культуры Великий Новгород
- Городской Центр Культуры и Досуга имени н.Г.Васильева
- Оркестр русских народных инструментов им. В.Г. Бабанова
- Театр неслышащего актера "Жест"
- Старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода Центр музыкальной культуры имени с.В. Рахманинова
- Фольклорный театр "Кудесы"
- 28. Молодежные клубы в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Молодежное рекламное агентство
- Огу "Дом молодежи"
- Национальные парки
- 30. Торгово-развлекательные комплексы в системе социокультурного сервиса