logo
3 БЛОК

3. Культура бала: история и современность.

      Нельзя сказать, что до балов город Нового времени не имел пространства для общих обиходных танцевальных форм. Коммерческие танцевальные залы начали появляться еще в период позднего Ренессанса. Однако основная часть городских танцзалов была расположена либо в домах терпимости, либо в непосредственной близости от них и выполняла соответствующие функции.

  Бальная культура, вызревшая в рамках придворно-замкового аристократического церемониала, впервые предложила широким слоям городского населения престижную (прежде всего, вследствие своего происхождения) форму публичного внесословного музыкального обихода. Франция, ставшая "пионером" ее внедрения в широкие слои городского населения, в этомотношении показала замечательные образцы социальной техники. 

      Общественные балы (поначалу балы-маскарады) были введены распоряжением короля в период Рождественских праздников 30 декабря 1715 года.

                  Балы сразу стали собирать огромное количество самого разношерстного народа— от герцогинь и крупных финансистов до мещанок и уличных проституток.            Бал потребовал от посетителей весьма серьезной подготовки в самых разных областях. Специально на него начали работать модельеры, стала изготавливаться обувь, непосредственно перед балом было необходимо провести огромную работу с прической. Подготовка к балу-маскараду вообще была настоящим событием: придумывался и изготавливался наряд, маска (каждый раз, новая), разучивались соответствующие костюму танцы или пируэты. Но самый большой труд был связан с освоением танцевальной лексики.

           До наступления петровской эпохи русская история о балах умалчивает. Именно первооткрыватель окна в Европу укоренил в нашей стране ассамблеи и балы. Танец стал изучаться во всех образовательных учреждениях как обязательный предмет.

Постепенно великосветская Россия привыкла к балам - их стали считать неотъемлемой частью этикета. В XIX веке балы проходили в огромных залах, окруженных колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных настенных подсвечниках. В центре помещения непрерывно танцевали, на возвышениях у стен стояли столы - это были владения карточных игр, сплетен и философских разговоров. Музыканты размещались на установленных амфитеатром скамейках и развлекали публику концертами и театральными сценками.

На таких праздниках встречались влюбленные, намечались партии для брака, велись деловые переговоры и завязывались нужные знакомства.

В отличие от русских городов, растерявших былые традиции, Вена только укрепила славу бального города: с Рождества и до начала Великого поста в австрийской столице проходит свыше 300 балов. Среди них есть балы охотников, юристов, промышленников, булочников, бал Венского филармонического оркестра и другие мероприятия. В этом нетесном кругу уже пятый год процветает еще один бал - Русский.

От старинных балов взята еще одна важная составляющая - благотворительность. На первом Русском балу состоялась лотерея, средства от которой были переданы в фонд Международного конкурса молодых артистов балета. На втором балу прошел аукцион в пользу ветеранов сцены Австрии. Сейчас Русский бал взял под опеку Мировский детский дом в Воронежской области.

Культура бала: история и современность

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения.

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.

Дворянские балы

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт

Мазурка — это середина бала.

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.

Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю.

Слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старофранцузского глагола «baller» - «танцевать».

Одним из первых балов был бал, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. При Медичи балы приобретают все большую популярность во Франции, продолжают распространяться при Генрихе IV, а со времен правления Людовика XIV становятся неотъемлемой частью придворных празднеств.

Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В. А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера.

Современные балы - это новая эстетика бала, это общение и деловые контакты.

Это место где встречаются известные политики и бизнесмены, дипломаты, деятели культуры, звезды спорта и шоу-бизнеса. Это атмосфера роскоши: великолепный зал, шикарные вечерние платья, изысканный ужин, брызги шампанского.

Действие проходит в одном из дворцов Санкт-Петербурга, принадлежавших русской императорской фамилии или особам, к ней приближенным. События реконструируются максимально близко к исторической эпохе, но современная составляющая тоже присутствует. В назначенный день и час во дворец съезжаются гости, звучит духовая музыка, прибывших встречают придворные дамы и кавалеры. Те, кто посетил это место впервые, могут пройти по залам дворца в сопровождении экскурсовода и полюбоваться интерьерами памятника архитектуры. Далее начинается постепенное превращение жителей XXI века в настоящих петербургских аристократов. Костюмер подберет размер, цвет и фасон бального наряда, и вот уже все готово к началу бала: по знаку капельмейстера оркестр заиграет прекрасную музыку, учитель танцев пригласит вас к вальсовому променаду, а официанты начнут сервировать стол к изысканному ужину.

Интерактивные костюмированные шоу

Костюмированные интерактивные шоу могут быть как самостоятельным мероприятием, так и составной частью вашего праздника. Программа проходит на высоком профессиональном уровне. Это облегченная миниверсия «Бала в российских императорских традициях». В зависимости от пожеланий заказчика, можно использовать уже готовые сценарии праздников или создать индивидуальный сценарий.

На мероприятие доставляются женские и мужские бальные наряды соответствующие моде 17-19 веков. Костюмер подберет размер, цвет и фасон.

Праздник имеет продуманный шуточный конферанс с элементами импровизации. В программу интерактивного шоу входят старинные и классические бальные танцы. Танцевальным движениям вас быстро и весело обучит профессиональный учитель танцев. Важная часть программы - конкурсы, розыгрыши и старинные игры, в которых играли еще при русском императорском дворе.

Костюмированные интерактивные шоу – это отдых смех и веселье, отличный способ уйти от обыденности и примерить на себя новые недоступные в обычной жизни роли!

Бал-маскарад – это развлекательное действие, которое берет свое начало в Италии. Изначально это было абсолютно закрытый вечер, на который приходили строго по приглашениям и в характерной одежде. Бал-маскарад отличается от любых других вечеров тем, что на него необходимо приходить лишь в нарядах определенной тематики. Например, в национальных костюмах, или исторических, или фантастических. Практически на всех балах-маскарадах закрывали лицо маской. Эта традиция сейчас уже практически не сохранилась, но ранее, прийдя на бал-маскарад без маски можно было оказаться выставленным за дверь.

4. Феномен карнавала.

Само слово carnaval восходит к латинскому выражению carrum novalis — по названию ритуальной повозки-корабля, служащей в древности в европейских странах для перемещения во время праздников по улицам города идолов плодородия. Другие источники утверждают, что слово «карнавал» происходит от выражения carnelevale, которое означает на итальянском языке «прощай, мясо», что говорит о начале христианского поста.

Согласно «Толковому словарю» С.И. Ожегова, карнавал — народное гулянье с уличными шествиями и переодеваниями., Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бога и все, что дало христианство человеку, на многие столетия было доступно только единицам образованных людей. Это большие народные праздники, длящиеся несколько дней, во время которых разрешалось то, что было не дозволено в обычной жизни. Мир словно бы переворачивался -  и шут становился королем, он мог отдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Люди одевались странно и смешно, надевали на лица маски и творили всевозможные бесчинства. В средневековом карнавале маска – это собственное лицо, только обратное самому себе. Маски часто были похожи на животных: человек не мог создать самого себя, но обратного себе.

Для карнавала специально тексты не писались, лишь придумывались сценарии. Но уже к XIII веку во Франции и Германии сложился особый карнавальный жанр литературы фаблио – небольшие смешные истории или басни, в которых высмеивались пороки, церковь и государство. Во Франции самым знаменитым сочинителем фаблио был Рютбеф, а в Германии – Штрикер. Например,  фаблио Рютбефа «О Буренке, поповской корове».

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Что ж, давайте обратимся к истории и посмотрим, как рождался карнавал.

У истоков этого празднества стоят античные сатурналии.

С наступлением дней, посвященных римскому богу урожая и плодородия Сатурну, устраивались гулянья, в основе которых лежала идея перевоплощения. Торжества в Древнем Риме проводились в течение нескольких недель:

С 24 ноября по 17 декабря — врумалии, представляющие собой карнавальные шествия ряженых и пляски, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина и были направлены на повышение плодородия земли и всей природы.

СИ'по23 декабря — необыкновенно веселые сатурналии, сопровождающиеся цирковыми представлениями. Все действие заканчивалось жертвоприношением свиньи.

1-5 января — новогодние календы, сопровождающиеся шествиями ряженых, которые весело плясали и распевали песни, высмеивающие высшую знать: церковнослужителей, вельмож, судейских чиновников. Следует отметить, что церковь не одобряла эти праздники, относя их к проискам дьявола.

Городские праздники Средневековья, с их яркими зрелищами, развлечениями и маскарадами, восходили еще к языческим культам и обрядам.

Карнавал в целом — это отражение древних представлений о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного.

В древности, как, впрочем, и сейчас, карнавал имел много сходных черт с Масленицей. Оба этих праздника сохранили многообразие ритуальных и обрядовых обычаев, которые восходят к языческим верованиям. Обряды были направлены на то, чтобы достойно проводить зиму и позвать весну, дни карнавала знаменовали начало нового календарного цикла. Самыми распространенными карнавальными забавами являлись обливание водой, зажигание свечей, костров, которые напоминали древнеримские весенние праздники, когда традиционными были такие ритуалы, как зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, торжественные процессии, ряженье, конные скачки и т.п.

Во Франции карнавал проводился в новогодние праздники. В Средние века маскарад стремился выдержать натиск и гонения, обрушивающиеся со стороны инквизиции. Однако никакие запреты не могли помешать развитию карнавальной культуры в городах эпохи средневековья. В связи с этим карнавальные праздники .стали проводиться не только в Новый год, но и в другое время. К тому же они постоянно меняли названия: «Праздник Короля Бобов», «Праздник Сумасшедших», «Процессия Лисицы», «Праздник Невинных», «Скоромный праздник». Все праздники являлись поводом для маскарадов, переодеваний, процессий и гуляний. Участники карнавала наряжались в старинные платья, одежду шутов и скоморохов и: весело шествовали по улицам под аккомпанемент музыки, крик, шум, пение.

Большое место в карнавальном действе занимали танцы. В эпоху Средневековья танцы были народными (или городскими) и придворными. Конечно же, народные танцы отличались простотой, естественностью, бесшабашностью и веселостью.

Наиболее яркими и веселыми праздниками были маскарады и мистерии, устраиваемые на Рождество. Мистерии сочинялись интеллигентной прослойкой общества того времени: богословами, домашними учителями, юристами, учеными, врачами. Руководство театральными постановками взяла на себя высшая буржуазия города, но это не повлияло на характер мистерий. Они оставались массовым площадным самодеятельным искусством.

И в 1980 г. в Венеции на площади Сан-Марко после долгого перерыва вновь состоялся карнавал. Своеобразным знаком его стала бумажная голубка, взвивающаяся в небо. С этого дня бумажная голубка ежегодно взлетает в воздух, символизируя жизненную силу карнавала. Каждый год под конец зимы в Венецию стремятся туристы, причем такого наплыва не знает ни одна другая страна. Порой их количество превышает число проживающих в городе граждан.

Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни народа. Он вырождается в театрализованные демонстрации, на которых все больше фотоаппаратов и все меньше масок. Ведь современные туристы, попадающие на карнавал, в своем большинстве предпочитают оставаться сторонними наблюдателями.

Карнавальный туризм стал феноменом ХХI века. Из занятия, доступного в начале века узкому классу лиц, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристических дестинаций и улучшенными материальными возможностями путешественников.