logo
3 БЛОК

Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления

На сегодняшний день в нашей стране широкое распространение получили любительские эстрадные, народные, джазовые, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, поп- и рок-группы и т.д., которые оказывают эстетическое и воспитательное воздействие как на самих участников любительских коллективов, так и на многочисленную аудиторию слушателей.

Сегодня в нашей стране существует развернутая система клубных учреждений, способствующих популяризации художественно-творческой деятельности, все чаще открываются культурно-досуговые центры, где люди могут приобщиться к различным видам любительского творчества. Все большую популярность и широкое распространение получают любительские народные, духовые, эстрадные и джазовые оркестры и ансамбли, инструментальные, вокально-инструментальные коллективы и рок-группы, любительские театры, хореографические и артстудии, где люди могут приобщиться к различным видам любительского творчества. Любительское творчество – форма реализации творче ских потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отра жение эстетических потребностей и творческих способностей.

основными отличительными чертами любительского творчества являются:

                    добровольность участия (внутренняя инициатива субъекта (участника);

                    внутренняя духовная мотивация субъекта;

                    внутренняя активность и инициативность субъекта (полная отдача деятельности);

                    развитие личности участника в сторону большей гармонии и всесторонности;

                    организованность;

                    наличие профессионального руководителя;

                    преимущество исполнительских видов деятельности и т.д.

Фундаментальной отличительной чертой любительского творчества является совокупность ее специфических функций, которые следует выводить из функций досуга и функций художественной культуры:

                   воспитательная;

                   рекреационная;

                   компенсаторная;

                   гедонистическая [2].

Любительское творчество – уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами  досуга и художественной культуры. Как известно, досуг –  это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности любительского творчества – это динамика интеллектуального и общекультурного развития личности любителя.

Современный любительский театр

Спецификой современного любительского театра является то, что его художественная программа не может не реагировать на время, не отражать его, не учитывать проблемы и потребности современного зрителя, но суть ее в общем остается на протяжении десятилетий одинаковой. Это вечные ценности и проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, творчество и свобода. Это темы, о которых всегда было нескучно говорить, и неважно при этом, ставит ли театр драматургию классическую или современную.

.

Современные любительские театры способствуют эстетическому воспитанию зрителя, особенно в тех городах и поселках, где нет профессиональных театров. Любительские театры воспитывают своих собственных актеров, приучая их к самостоятельности, организованности, дисциплине, прививая им страсть к самообразованию; любительские театры ищут свои формы театрального представления и даже в какой-то степени являются своеобразными лабораториями, где идут поиски средств художественной выразительности. Наконец, любительские театры воспитывают квалифицированного зрителя профессионального театра.

Кроме того, любительские театры являются дополнительной кузницей кадров для профессионального искусства.

Любительское художественное творчество и народная художественная культура Белгородской области

Вокально-хоровое исполнительство

Любительское хореографическое творчество

Театральное творчество

Любительское театральное творчество занимает одно из ведущих мест в деятельности культурно-досуговых учреждений области.

Артисты любительских театров – постоянные участники всех массовых районных, городских праздников, а режиссеры выступают в роли их сценаристов и постановщиков.

Музыкальное творчество

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - любительское творчество в области театрального, музыкального (вокального, инструментального, хореографического) и изобразительного (в т. ч. декоративно-прикладного) искусства. X. с. является одним из проявлений непрофессионального народного творчества.     САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - любительское творчество в области театрального, музыкального (вокального, инструментального, хореографического) и изобразительного (в т. ч. декоративно-прикладного) искусства

21. Специфика организации праздников искусства (театра, кино, музыки, танца, песни и т.п.). 21. Специфика организации праздников искусства (театра, кино, музыки, танца, песни и т.п.).

Под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Её особые черты:

- жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);

- количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;

- вместимость и тип концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный уголок цеха и т.п.).

Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

По целевому назначению можно выделить концерты:

- текущие- отчетные- смотровые- праздничные- юбилейные

По месту проведения:- стационарные- выездные- гастрольные

По составу участников:

- любительские- профессиональные- смешанные

По числу участников:- сольные(бенифисы)- групповые(полубенифисы)- коллективные (одного кружка или коллектива)- сводный

По составу зрителей- для детей- для ветеранов

По способу построения программы:

тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны быть тематические связки ведущего.

сборные концерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.

Театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный(обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы.

Технология подготовки и проведения концерта

Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:

- правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

- определить, в какой логической последовательности действовать;

- какие формы, способы и приемы при этом использовать.

Первый этап подготовки концерта - этап планирования. Он включает в себя:

- Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);

- Создание организационно - постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор).

- Определение формы проведения программы, места и времени.

- Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все - не отвечает никто.

Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.

Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, - этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждене, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:

- работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной);

- подготовку сценических площадок, их оформление;

- подбор и изготовление реквизита и костюмов;

- звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

- работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

- работу с рекламой.

После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен

Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.