2. Игровая программа и принципы ее построения
Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть
варианты.
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально - ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.
Что нужно для того, чтобы составить конкурсно - игровую программу?
1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.
2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;
– путешествие с приключениями;
– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной
группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
– ведение следствия или раскрытие тайны;
– спасение попавших в беду и др.
3. Решите, кто будет участником вашей игры:
– команды;
– отдельные игроки;
– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.
Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.
Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может
4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
– жюри
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий
– победителя определит случай
– другое.
6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.
Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.
Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.
Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.
7. Определите, кто и как будет вести игру.
Существуют следующие способы ведения игровой программы:
– «от себя» – «Я – ведущий»;
– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.
Например, в качестве ведущего может выступить:
попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;
Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.
8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»
При подготовке и проведении конкурсно - игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.
Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.
После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задание должно быть безопасным.
9. Составьте список необходимого реквизита.
10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.
11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
Итак сделаем следующие выводы:
1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
2. Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.
4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.
5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.
6. Сюжетная композиция - это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.
7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае - сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором - сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.
8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.
- 1. Игровые основы развлечений и активного отдыха.
- 2. Игровая программа и принципы ее построения
- 3. Культура бала: история и современность.
- 5. Знаменитые карнавалы современности.
- 6. Феномен шоу и мастерство шоумена.
- Авиационное шоу
- Шоу балет
- 8. Проект как феномен современной культуры. Принципы и технологии социокультурного проектирования.
- 9. Кураторство как явление современной культурно-художественной практики.
- 10. Фестивали в современной культуре.
- Музыкальный фестиваль
- 12. Сценарий культурно-зрелищного представления: структура, технология разработки.
- 13. Режиссура культурно-зрелищных представлений.
- 16. Многообразие и типология современных культурно-зрелищных форм.
- 17. Анимационные программы в социально-культурном сервисе.
- Аниматоры для детей
- 4. Культурно-досуговые мероприятия
- Организация и проведение корпоративного Нового года
- Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления
- Кинофестиваль
- Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 24. Специфика организация спортивных мероприятий.
- 25. Культура праздника в Санкт-Петербурге (городе – центре филиала): фирмы, представители, наиболее значимые мероприятия.
- Предварительная программа Русских Ганзейских дней 2011 года в Великом Новгороде
- Студия детского праздника Павла ЧиковаСтудия детского праздника Павла Чикова
- 26. Дома детского и юношеского творчества в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Новгородский театр для детей и молодежи «Малый»
- Новгородская Областная Филармония
- 27. Дворцы культуры в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов). Новгородский городской Дворец культуры Великий Новгород
- Городской Центр Культуры и Досуга имени н.Г.Васильева
- Оркестр русских народных инструментов им. В.Г. Бабанова
- Театр неслышащего актера "Жест"
- Старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода Центр музыкальной культуры имени с.В. Рахманинова
- Фольклорный театр "Кудесы"
- 28. Молодежные клубы в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Молодежное рекламное агентство
- Огу "Дом молодежи"
- Национальные парки
- 30. Торгово-развлекательные комплексы в системе социокультурного сервиса