logo search
zhivopis_figuri

1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, м., «Советский художник», 1958, стр. 428.

Многие выдающиеся художники, обдумывая композицию, делали не­сколько предварительных эскизных набросков, подыскивая наиболее удач­ное решение позы.

Портрет, выполняемый студентами, должен быть естественным, жиз­ненным. Ложная парадность как в позе, так и в одежде далека от задач реа­листического искусства. Отдельные примеры решения портретов в несколько «приподнятом», монументальном плане продиктованы специфическими за­дачами, которые под силу решать лишь большим мастерам, так как здесь требуется немалый опыт и мастерство портретиста, чтобы не впасть в лож­ную напыщенность и фальшь, а потому такого рода работы учащимся не рекомендуются.

Работая над композицией портрета, очень важно за деталями одежды и предметами интерьера «не потерять» общий силуэт фигуры, так как на хол­сте прежде всего должен быть передан изображаемый человек. Нужно взыс­кательно относиться и к решению основных тональных масс в постановке.

Как ни различны творческие методы и стилевые особенности выдаю­щихся портретистов, все они базируются па глубоком изучении изображае­мых людей, что и дает им возможность реалистически правдиво воплощать свои замыслы на холсте.

У каждого художника свой подход к работе над портретом. Доказатель­ством этого служат сами произведения, в которых мы наблюдаем самые различные композиционные решения, своеобразную технику живописи у каж­дого автора. Поэтому давать какие-то рецепты — это значит сковывать творческую инициативу студентов, а это в свою очередь отрицательно от­разится и на дальнейшей самостоятельной работе художников-педагогов. В то же время надо изучать опыт выдающихся мастеров портретного искус­ства, их произведения и литературу о художниках. Вот что пишет художник М. И. Курилко о методе работы выдающегося мастера портрета В. А. Се­рова:

«Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Во время работы над портретом он разрешал натуре смеяться, двигаться, раз­говаривать — словом, держать себя непринужденно. Его глаза не бегали все время от модели к холсту, как это приходится часто наблюдать у наших художников. Серов долго изучал модель, прежде чем начать рисовать, и для него вовсе не составляло труда нарисовать нос, глаз, руку, придать изобра­жению портретное сходство. Он прошел превосходную школу. Серов подол­гу всматривался в модель, выискивая то, что ему было нужно для создания задуманного образа, для передачи внутреннего содержания портретируемо го, его индивидуальности, а после у то го поворачивался к мольберту и в те­чение 10—15 минут работал над холстом, не глядя на сидящего перед ним человека. Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уло­вить только внешнее сходство, а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание» 1.

По свидетельству других художников, известно, что В. А. Серов рабо­тал над одним портретом по многу сеансов, а в то же время его работы не создают впечатления «вымученных» изображений, в них чувствуется лег­кость решения формы, звучность цветовых отношений. Конечно, такой ме­тод под силу немногим даже из художников-профессионалов. Для этого необходимо прежде всего безупречное знание формы живой натуры, исклю­чительное дарование и опыт в передаче виденного на холсте.

Однако и для студента, работающего над портретом, полезно учесть, что гораздо важнее не усаживать натуру в застывшую позу, а прежде всего изучить ее характерные особенности в движении, в разговоре и т. д.