С. В. Иванов в поисках работы. Акв.
Но овладеть навыками в живописи фигуры этой техникой необходимо.
Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность,
В гуаши трудно передавать тонкие тональные переходы тела человека, моделировать форму, использовать богатство живописных отношений, которые имеются в натуре. Однако, несмотря многие затруднения в работе гуашью, в этой технике также можно применять разнообразные приемы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать можно только колонковыми кистями или щетинными, но не беличьими.
В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщицы в национальном костюме.
Рассматривая произведения выдающихся мастеров, можно видеть, насколько различно использована ими техника гуаши.
Большие возможности представляет работа над живописью фигуры в технике темперы. Преимущество темперных красок перед гуашью состоит в том, что они почти не высветляются при высыхании и имеют звучные цвета, так как приготовлены на эмульсионных связующих веществах, куда входит масло.
Ввиду того что в темпере разбавителем является вода, эта техника позволяет применять многие приемы, свойственные акварели и гуаши, но имеет и свои особенности.
В живописи головы и фигуры хорошо использовать такие приемы, как письмо «по сырому», многослойную живопись, живопись раздельным мазком и технику «а la prima», когда нужно взять цветовые отношения сразу во всю силу, решая форму свободными мазками, без расчета на дальнейшую прописку.
Темперные работы обычно отличаются декоративностью живописной трактовки. Это нужно учитывать и в самой постановке, подбирая поворот фигуры, освещение и аксессуары с крупными тональными массами. Темпера позволяет быстро и широко раскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные места предметов, крупные складки одежды и драпировок, а также обобщенно решать фон. В соответствии с этими задачами и размер холста нужно брать не меньше 50х70 см. Кроме того, темперой хорошо работать на картоне и на плотной, натянутой на планшет бумаге.
В начале этюда работу лучше вести без белил, а применять их в конце в смесях для корпусного решения освещенных мест. Живопись темперой позволяет очень убедительно передавать форму при верно взятых цветовых и тональных отношениях. Кисти нужно применять колонковые (как круглые, так и плоские) и щетинные. Ввиду сложности этой техники и ограниченности времени по всему курсу живописи студентам-заочникам художественно-графических факультетов можно ограничиваться этюдами одетой фигуры, так как в живописи обнаженного тела труднее достичь в темпере мягкого соединения тонов в передаче живой формы.
Работая над этюдами в различной технике, основной целью нужно считать передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.
Иллюстрации
В. А. Серов. Натурщик. Масло
В. И. Суриков. Натурщик. Масло
В. А. Серов. Натурщица. Акв., гуашь.
В. А. Серов. Девушка, освещенная солнцем. Масло.
В. А. Серов. Дети. Масло.
В. И. Суриков. Девушка с гитарой. Акв.
И. Е. Репин. Горбун. Масло.
И. Е. Репин. Портрет актрисы П. А. Стрепетовой. Масло.
Ф. А. Малявин. Девушка с книгой. Масло.
Н. А. Касаткин. Шахтёрка. Масло.
А. Е. Архипов. Крестьянка. Масло.
Г. Г. Ряжский. Делегатка. Масло.
В. П. Ефанов. Дедушка с внучкой. Масло.
- Главное управление высших и средних педагогических учебных заведении министерства просвещения рсфср
- Издательство «просвещение» москва 1968
- Задачи обучения живописи фигуры человека
- 1 О. А. Лясковская, п. П. Чистяков, m., изд. Государственной Третьяковской галереи, 1950, стр. 55.
- Этюд головы
- 1 Н. Молева, э. Белютин, п. П. Чистяков теоретик и педагог, м., Изд-во Академии художеств ссср, 1953, стр. 164.
- Последовательность выполнения этюда одетой фигуры приведена на цветной вклейке.
- 1 Цит. По ст.: б, Яковлев, Цвет в живописи, «Художник», 1961, № 3, стр. 31.
- Живопись обнаженной фигуры
- Портрет
- Ф. А. Модоров. Партизан дед Шишко. Масло.
- 1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, м., «Советский художник», 1958, стр. 428.
- 1 Цит. Но ст.: а, Лактионов и а. Виннер. Заметки о технике живописи в. А. Серова, «Художник», 1961, № 3, стр. 40,
- Выполнение этюдов методом «а la prima»
- Эскизы и этюды к картине
- 1 Цит. По ст.: а. Турунов, Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком», «Искусство», 1937, № 7, стр. 101.
- 1 И. Е. Репин, Далекое близкое, m. «Искусство», 1949, стр. 257.
- Работа на пленере
- А. Е. Архипов. Гости (Фрагмент). Масло.
- Краткосрочные этюды в различной технике
- Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.
- С. В. Иванов в поисках работы. Акв.