logo
zhivopis_figuri

Работа на пленере

С работой над этюдами фигуры в условиях пленера студентам приходится сталкиваться при сборе подготовительного материала к жанровым ком­позициям, а также во время летней практики на природе. Знание особенно­стей живописи на пленере необходимо будущему художнику-педагогу и для самостоятельной творческой работы.

Чтобы приобрести навыки в этой области, сначала лучше написать этюд головы или всей фигуры в серый день. В пасмурную погоду можно писать дольше, чем в солнечный день, так как в первом случае освещение более постоянное. Работать над этюдом в такой день можно часа четыре. Изобра­жение лучше делать значительно меньше натуральной величины. Хорошо, если студент к этому времени уже имеет практику работы над пейзажем и сталкивался с передачей влияния воздушной среды на предметы, поме­щенные на первом плане.

В условиях серого дня имеются и свои трудности, так как при рассеян­ном освещении форма смотрится не так объемно. Вместе с тем темные и светлые массы одежды и тела воспринимаются более цельно, чем при яр­ких солнечных лучах. Работая над этюдом головы, можно заметить на на­туре преобладание холодноватых рефлексов, получаемых от серого неба. Те плоскости лица, которые не обращены к источнику света, будут тепловатыми по тонам. Очевидно, такими местами являются глазничные впадины, осно­вание носа, нижняя часть подбородка и некоторые другие поверхности, не воспринимающие цветовое влияние от неба,

Хорошим примером живописи фигуры в условиях рассеянного освеще­ния является упомянутый уже портрет шахтерки художника Н. А. Касат­кина, где форма передана очень тонкими тональными градациями. Особен­но это хорошо видно в живописи головы и рук девушки.

В серый день написан и этюд В. А. Серова «Дети». Эта работа отли­чается красивым колористическим решением, обусловленным воздушной средой. Хотя обе фигуры изображены стоя, в их пластике достигнуто боль­шое разнообразие. Один из мальчиков обернулся на художника, другой на­питан в профиль, смотрящим на море. Основные тональные отношения решены здесь за счет различных по тону костюмов и темных волос. Взятые крупно по отношению к размеру холста, фигуры великолепно связаны с дальним планом, В картине нет контрастных цветовых отношений, все объединено общим состоянием дня. Работа выполнена очень свободно и цельно, с обобщениями в трактовке фигур и пейзажа.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в условиях яркого солнечно­го освещения. Все освещенные солнцем поверхности будут слегка оранжеватыми, а теневые места примут голубоватые холодные рефлексы от неба. Кроме того, тени будут холодными в силу контраста с теплыми тонами осве­щенных мест. Конечно, те плоскости, которые повернуты несколько вниз,

примут рефлексы от окружающих их освещенных предметов. Так, напри­мер, если натура одета в желтую кофту, то теневая часть шеи и нижняя по­верхность носа окрасится в желтый цвет, а боковые поверхности головы всей фигуры, находящиеся в тени, примут рефлексы от окружающей лист­вы, если поблизости находятся деревья. Очень заметны в одежде рефлексы от неба, если на натуре одета белая рубашка (аналогичное происходит в пейзаже, когда мы наблюдаем синие тени на снегу).

Отношения света и тени в солнечный день могут достигать большого контраста, но, как и в комнатных условиях, теневые участки будут более обобщенными по форме, и решать их лучше менее пастозно, чем освещенные. Однако надо помнить, что цветовые отношения в солнечный день не сво­дятся лишь к холодным и теплым тонам. Работая над этюдом головы или всей фигуры, можно заметить множество промежуточных сложных града­ции, которые зависят, в частности, от характерного для данного человека цвета тела, возрастных особенностей кожи, загара и т, п.

В картине «Бурлаки на Волге» хорошо видно, как умелым использо­ванием освещения художник убедительно передал характеристику людей, изнуренных непосильным трудом. Контрастные светотеневые отношения великолепно передают солнечный полдень. Сильно загорелые руки бурлака Канина составляют большой контраст со светлой грудью, проглядывающей под лямкой. Живопись фигур, особенно в освещенных местах, очень плотная, материальная. Чувствуется, что художник, используя все средства живопи­си, хотел с наибольшей полнотой донести до зрителя характеристику раз­личных типов волжских бурлаков.

В работе над жанровыми композициями приходится сталкиваться с изо­бражением людей, находящихся в самых различных условиях освещения. Поэтому рекомендуется написать как учебное упражнение небольшой этюд с натуры, поставленной против света. Здесь прежде всего следует учесть, что фигура будет видна цельным силуэтом, а те теневые места, которые граничат со скользящим ярким светом по краю головы и фигуры, будут составлять большой контраст с освещенными участками. Трудной будет в этом случае верная передача в цвете и тоне теневой части постановки, бо­гатой световыми рефлексами. Нужно избегать разбеленности в тени, постоянно сравнивая силу ее тона с освещенными местами. Продолжительное время писать такой этюд не удастся — работу надо рассчитать часа на два.

Условия освещения художники стараются использовать для более пол­ного воплощения своих замыслов. Сильные контрасты солнечного света по­надобились, например, А. Е. Архипову, чтобы передать полуденный зной и фигуры усталых крестьян в известной картине «По реке Оке». Художник органически связывает фигуры с пейзажем. В картине очень насыщенно и богато решены лица и одежда в теневых частях. Богатые рефлексами фигу­ры даны силуэтом на фоне светлой воды. Теплые по тону лица и руки кре­стьян контрастируют со светлыми платками и кофтами, отражающими голубые тона неба. В картине выражена большая любовь художника к народу, к крестьянству.

В картине «Поденщицы на чугунолитейном заводе» того же художни­ка можно наблюдать противоположное решение, когда фигуры освещены солнцем спереди. В этом случае большую роль играет собственный цвет предметов, так как теневые части фигур скрыты от зрителя, а значит, не видно и рефлексов на них. В этой картине художник очень материально и плотно «вылепил» форму, достигнув сильного контраста между освещен­ными местами фигур и четкими по рисунку падающими от них на землю тенями.

Большую роль играет солнечный свет в его же картине «Гости». А. Е. Архипов изобразил молодых крестьянок в праздничный день сидя­щими у окна в избе, заполненной сверкающими солнечными лучами. Яркие цвета одежды переданы очень насыщенно и создают на лицах крестьянок сильные рефлексы.

Вся картина решена в мажорном, декоративном плане. Композиция построена на ярких по цвету фигурах, взятых в неразрывной связи с ин­терьером.

Фигуры написаны темпераментно, широко, с большими обобщениями в передаче одежды, с сохранением крупных тональных и цветовых масс.

Однако надо подчеркнуть, что использование в картине солнечного света не было для А. Е. Архипова формальным приемом. Свидетельством тому служат его картины, писанные в иных условиях, когда сюжеты тре­бовали новых колористических решений. Вспомним его картину «Прачки». Тусклый свет мрачного подвала помогает передать средствами живописи подневольный труд и беспросветную жизнь изображенных женщин.

Примеров различного использования условий освещения можно при­вести много. Достаточно вспомнить яркие контрасты света в картине Т. Н. Яблонской «Хлеб», решенную против света группу фигур в картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта», прекрасно переданную радостную атмосферу труда в условиях пленера в картине А. А. Пластова «Колхозный ток», картину С. А. Чуйкова «Дочь советской Киргизии» и многие другие композиционные решения, где различное освещение в природе как одно из выразительных средств играет важнейшую роль в передаче сюжета.

Богатые колористические возможности представляет живопись фигуры в условиях вечернего заката. По сравнению с полднем освещенные части на­туры будут сильно окрашиваться лучами вечернего солнца в оранжево-красные тона. В этом случае собственный цвет тела играет уже меньшую роль при решении освещенных участков. Кроме того, контрастность между светом и тенью будет меньше, так как освещенность всех предметов вечером гораздо слабее. Теневые места примут голубовато-зеленоватые рефлексы от вечернего неба, и их отношения к освещенным участкам головы и всей фи­гуры будут очень звучны и насыщенны. Это и является основной колористической задачей такого этюда. Большой трудностью здесь будет и кратковременность сеансов, так как даже полный час работать не удается. Чем позднее, тем все гуще и сильнее окрашивают предметы в оранжево-красные тона, а цветовые и тональные отношения сильно отличаются от тех, которые были в начале работы. Поэтому этюд лучше сделать небольшой, поставив задачу на выявление основных отношении, свойственных вечернему осве­щению.