1 Н. Молева, э. Белютин, п. П. Чистяков теоретик и педагог, м., Изд-во Академии художеств ссср, 1953, стр. 164.
При этом, однако, П. П. Чистяков не отрицал и анализа в постижении законов живописи и в дальнейшем, в ходе работы, советовал долго и внимательно рассматривать натуру при определении цветовых отношений какого-либо участка формы. Быструю прописку он
рекомендовал в основном в начале работы, на стадии обобщенного решения.
Весь процесс живописи нужно вести отношениями. Нельзя писать освещенную часть формы, не сравнивая ее по цвету с теневой частью и не согласуя с общим колористическим строем постановки. Среди многочисленных складок одежды нужно прежде всего изображать самые крупные, характерные. В освещенной части фигуры они могут быть выполнены очень контрастно и объемно. Полезно изучать изображения складок на драпировках у больших мастеров, и в частности у А. А. Иванова в его многочисленных подготовительных этюдах, где мастерски, детально и в то же время с большими обобщениями передана их форма, выявляющая движение тела.
В более этюдной форме, но тоже с большим обобщением складок трактована одежда в работе В. А. Серова «Дети».
Подводя этюд к концу, нужно отойти от мольберта на несколько шагов и постараться обобщенно взглянуть на всю постановку, сравнив ее с изображением на холсте. В этот период работы П. П. Чистяков опять советовал довериться своему непосредственному отношению к изображаемому и смело обобщить или выявить то характерное, что присуще данной натуре.
- Главное управление высших и средних педагогических учебных заведении министерства просвещения рсфср
- Издательство «просвещение» москва 1968
- Задачи обучения живописи фигуры человека
- 1 О. А. Лясковская, п. П. Чистяков, m., изд. Государственной Третьяковской галереи, 1950, стр. 55.
- Этюд головы
- 1 Н. Молева, э. Белютин, п. П. Чистяков теоретик и педагог, м., Изд-во Академии художеств ссср, 1953, стр. 164.
- Последовательность выполнения этюда одетой фигуры приведена на цветной вклейке.
- 1 Цит. По ст.: б, Яковлев, Цвет в живописи, «Художник», 1961, № 3, стр. 31.
- Живопись обнаженной фигуры
- Портрет
- Ф. А. Модоров. Партизан дед Шишко. Масло.
- 1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, м., «Советский художник», 1958, стр. 428.
- 1 Цит. Но ст.: а, Лактионов и а. Виннер. Заметки о технике живописи в. А. Серова, «Художник», 1961, № 3, стр. 40,
- Выполнение этюдов методом «а la prima»
- Эскизы и этюды к картине
- 1 Цит. По ст.: а. Турунов, Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком», «Искусство», 1937, № 7, стр. 101.
- 1 И. Е. Репин, Далекое близкое, m. «Искусство», 1949, стр. 257.
- Работа на пленере
- А. Е. Архипов. Гости (Фрагмент). Масло.
- Краткосрочные этюды в различной технике
- Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.
- С. В. Иванов в поисках работы. Акв.