Портрет
В обучении живописи учебные задачи неотделимы от художественного творчества. Поэтому, приобретая практические навыки в изображении человека в рисунке и живописи, студенты должны хорошо представлять себе всю сложность портретных задач.
Выявление характерных черт натуры необходимо в работе над каждым этюдом головы и фигуры начиная уже с первых заданий, на которых студенты практикуются в построении рисунка и лепке формы с помощью тональных и цветовых отношений. Однако работа над выявлением характерных индивидуальных качеств изображаемого человека приобретает наибольшее значение уже после того, как накоплен известный опыт в передаче живой формы, находящейся в различных положениях в пространстве, в разных условиях освещения.
Совершенствовать профессиональные навыки в живописи нужно не только убедительно выявляя форму, но и остро передавая характеристики разных людей, выразительно решая композицию портретного этюда.
Портретные задачи сложны и вместе с тем чрезвычайно интересны, ввиду того что человек по-разному проявляет себя в тех различных обстоятельствах, в которых оказывается. Поэтому художник должен обладать большой проницательностью, чтобы передать средствами живописи психологию изображаемого человека, выразив в портрете и свое отношение к нему. Здесь требуется активность в поиске наиболее выразительного решения, умение передать внутренний мир человека. Практика в области портрета развивает способность обобщать, выявлять характерное, типичное.
Наряду с главным в обучении живописи — практической работой — необходимо изучать замечательные образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого. При всех стилевых особенностях творчества великих художников их произведения базировались па реалистической передаче действительности. Только при этом условии может быть создан в искусстве правдивый художественный образ.
Большие мастера старались показывать людей в обычных для них условиях, находить простые, естественные позы. В созданных ими портретах часто можно «прочесть» всю биографию изображаемых людей.
Большое место в истории русского искусства занимает замечательная галерея портретов, в которых запечатлен облик известных писателей, артистов, ученых и других выдающихся деятелей. Вместе с тем в этих работах ярко проявляются и индивидуальность самого художника, его отношение к изображаемому человеку, его творческая тенденция, а также свойственные ему особенности в применении живописных средств.
Большие достижения в портретном жанре имеются и у советских художников. Достаточно вспомнить таких мастеров, как С. В. Малютин, написавший, в частности, тонкий по характеристике портрет комиссара легендарной Чапаевской дивизии Д. А. Фурманова; М. В. Нестеров, создавший широко известные портреты советских ученых и художников;
Г. Г. Ряжский, А. М. Герасимов, среди последних работ которого выделяется групповой портрет советских художников, П. Д. Корин и др. С увлечением работают в области портретного жанра и многие молодые художники. В их лучших работах правдиво и глубоко передан образ нашего современника. Разнообразны тематика этих портретов и их образные решения, которые художник выбирает в соответствии со своими творческими наклонностями. Одна из важнейших задач советских художников — показать значимость общественной деятельности портретируемых людей, особенности их профессии и творческого труда.
Как правило, успех в области портрета, как и в других жанрах искусства, приходит лишь там, где жизнь передана в ярких, волнующих художественных образах, где есть органическая цельность содержания и формы.
На художественно-графических факультетах педагогических институтов портретной живописи придается большое значение, так как знания и практические навыки в этой области необходимы будущему художнику-педагогу. Кроме аудиторных постановок, часть портретных этюдов студенты-заочники пишут самостоятельно в домашних условиях.
Многие из портретных заданий на старших курсах предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии портретируемых людей. Рекомендуется, например, написать портрет работницы, пионервожатой, строителя, спортсмена, художника и т. д. Композиция должна включать и изображение рук.
В отличие от прошлых заданий по живописи головы и фигуры, где решались прежде всего задачи на лепку формы и передачу ее характеристики средствами живописи, к работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. Конечно, эти задачи нельзя решить, отказавшись от чисто учебных требований (построение рисунка, лепка при помощи светотени и т. д.), но передачи лишь внешнего сходства формы здесь недостаточно. К этой работе нужно подойти творчески, продумав общее композиционное решение, колорит постановки, движение натуры, которые помогли бы выявить наиболее яркие характерные особенности человека. Все это требует наблюдательности при изучении модели.
Нужно определить, как лучше использовать формат холста — по вертикали или по горизонтали. Изображение рекомендуется брать несколько меньше натуральной величины. Работа над портретом требует отказа от многих несущественных деталей, лаконичности и простоты, а также умелой организации предметов интерьера. Портреты часто пишут и на гладком фоне, однако верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.
- Главное управление высших и средних педагогических учебных заведении министерства просвещения рсфср
- Издательство «просвещение» москва 1968
- Задачи обучения живописи фигуры человека
- 1 О. А. Лясковская, п. П. Чистяков, m., изд. Государственной Третьяковской галереи, 1950, стр. 55.
- Этюд головы
- 1 Н. Молева, э. Белютин, п. П. Чистяков теоретик и педагог, м., Изд-во Академии художеств ссср, 1953, стр. 164.
- Последовательность выполнения этюда одетой фигуры приведена на цветной вклейке.
- 1 Цит. По ст.: б, Яковлев, Цвет в живописи, «Художник», 1961, № 3, стр. 31.
- Живопись обнаженной фигуры
- Портрет
- Ф. А. Модоров. Партизан дед Шишко. Масло.
- 1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, м., «Советский художник», 1958, стр. 428.
- 1 Цит. Но ст.: а, Лактионов и а. Виннер. Заметки о технике живописи в. А. Серова, «Художник», 1961, № 3, стр. 40,
- Выполнение этюдов методом «а la prima»
- Эскизы и этюды к картине
- 1 Цит. По ст.: а. Турунов, Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком», «Искусство», 1937, № 7, стр. 101.
- 1 И. Е. Репин, Далекое близкое, m. «Искусство», 1949, стр. 257.
- Работа на пленере
- А. Е. Архипов. Гости (Фрагмент). Масло.
- Краткосрочные этюды в различной технике
- Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.
- С. В. Иванов в поисках работы. Акв.