Выполнение этюдов методом «а la prima»
Этот метод следует рекомендовать студентам уже после работы над продолжительными этюдами головы и фигуры. Такие этюды пишут довольно быстро в один-два сеанса, без подмалевка. Методом «а la prima» чаще всего пользуются в тех случаях, когда время ограничено или условия освещения (например, на пленере) быстро меняются и не позволяют вести продолжительный этюд. Этот метод художники широко применяют и в работе над подготовительными этюдами к картине. В краткосрочном этюде особенно важно учиться целостно воспринимать натуру, передавать ее на холсте, не упуская из виду «большую форму». Сделав предварительный рисунок головы углем, его следует прорисовать затем тонкой кистью умброй, разведенной растворителем. Цветовые отношения нужно стараться брать сразу, не рассчитывая на дальнейшую прописку. Начинать лучше с определения теневых мест и фона. Затем более корпусно прописать освещенную часть головы. Выявляя форму отдельными мазками, нужно постепенно перейти к более мелким деталям, не сбивая общего объема. Если натура находится под боковым освещением, то, прежде чем детализировать глаза, нужно проложить на холсте тон тени, в которой находится вся глазничная впадина, а уже затем работать над выявлением освещенных частей век, белка и радужной оболочки. Оба глаза нужно писать одновременно, чтобы добиться соответствия в направленности взгляда.
Обычно краткосрочные этюды пишут «по сырому», тут же добиваясь убедительности в лепке формы с помощью различных по своим тональным и цветовым градациям мазков. Именно таким методом написан уже упомянутый выше портрет П. А. Стрепетовой. Разнообразие мазков, убедительно лепящих части лица, не разбивает «большую форму». Обобщенно написаны глазничные впадины, вся теневая часть головы и волосы. Очень живо и объемно написаны в портрете губы, выражение которых играет большую роль в передаче внутреннего состояния актрисы.
В работе над этюдами методом «а la prima» особенно важно верно использовать палитру красок, так как поспешное и неумелое смешение сразу многих цветов ведет к вялой и загрязненной живописи и заставляет переписывать, Художнику нужно воспитывать в себе цельное видение изображаемой натуры, остро чувствовать цветовую среду и особенности колорита. Это поможет верно передавать живую форму, находящуюся в определенных условиях освещения, выразительно показывать средствами живописи характерные особенности позирующего человека.
- Главное управление высших и средних педагогических учебных заведении министерства просвещения рсфср
- Издательство «просвещение» москва 1968
- Задачи обучения живописи фигуры человека
- 1 О. А. Лясковская, п. П. Чистяков, m., изд. Государственной Третьяковской галереи, 1950, стр. 55.
- Этюд головы
- 1 Н. Молева, э. Белютин, п. П. Чистяков теоретик и педагог, м., Изд-во Академии художеств ссср, 1953, стр. 164.
- Последовательность выполнения этюда одетой фигуры приведена на цветной вклейке.
- 1 Цит. По ст.: б, Яковлев, Цвет в живописи, «Художник», 1961, № 3, стр. 31.
- Живопись обнаженной фигуры
- Портрет
- Ф. А. Модоров. Партизан дед Шишко. Масло.
- 1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, м., «Советский художник», 1958, стр. 428.
- 1 Цит. Но ст.: а, Лактионов и а. Виннер. Заметки о технике живописи в. А. Серова, «Художник», 1961, № 3, стр. 40,
- Выполнение этюдов методом «а la prima»
- Эскизы и этюды к картине
- 1 Цит. По ст.: а. Турунов, Как создавалась картина «Покорение Сибири Ермаком», «Искусство», 1937, № 7, стр. 101.
- 1 И. Е. Репин, Далекое близкое, m. «Искусство», 1949, стр. 257.
- Работа на пленере
- А. Е. Архипов. Гости (Фрагмент). Масло.
- Краткосрочные этюды в различной технике
- Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.
- С. В. Иванов в поисках работы. Акв.