logo
zhivopis_figuri

Задачи обучения живописи фигуры человека

Человек является самым сложным и содержательным объектом изобра­зительного искусства.

Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изобра­жения человека — неиссякаемого источника творчества художника. Изуче­ние человека, его сложного богатства настолько важно и существенно, что охватило все виды, жанры и области искусства.

При всем различии творческих методов, стилевых особенностей и на­правлений в искусстве выдающиеся мастера живописи всегда исходили в своей работе из глубокого изучения изображаемого человека. Именно это в первую очередь и давало им возможность правдиво и вдохновенно воплотить свои творческие замыслы.

Наряду с великолепными образцами портрета и жанровой картины видное место в искусстве заняли полотна с изображением обнаженной фи­гуры. Среди русских художников большое внимание уделяли этому живописцы, учившиеся в Академии художеств. Сохранившиеся до сего времени в музеях их академические этюды говорят о серьезном изучении пластики живой формы.

Замечательными образцами живописи обнаженной фигуры в условиях пленера служат этюды Александра Иванова, выполненные им на открытом воздухе. Эти работы отличаются звучностью цвета в передаче воздушной среды и фигур на природе, богатством разнообразных рефлексов от неба, зелени и других окружающих предметов.

Бесценную галерею больших исторических и жанровых композиций и раскрывающих духовный мир человека портретов оставили нам многие выдающиеся русские художники, в особенности такие мастера живописи, как В. И, Суриков, И. Е, Репин, В. А. Серов.

В лучших произведениях советского изобразительного искусства, иду­щего по пути социалистического реализма, решалась задача образного изображения человека нашей эпохи.

Эта ответственная задача требует от живописца, кроме общей культу­ры и всесторонних знаний, большого мастерства, которое может быть лишь результатом хорошей школы в области практического изучения рисунка и живописи такого сложного и содержательного объекта, каким является человек.

Поэтому в институтах, готовящих профессиональных художников, на рисунок и живопись фигуры человека приходится основная часть времени, отведенного практическим занятием по искусству.

В программах по изобразительному искусству для художественно-гра­фических факультетов педагогических институтов изображению человека также отведено большое место. Это дает возможность будущему худож­нику-педагогу получить хорошую подготовку по рисунку и живописи. Ре­шение сложной и вместе с тем чрезвычайно интересной задачи изображе­ния человека средствами живописи, несомненно, поможет развитию вкуса, расширению художественного кругозора студентов, выработке своего отно­шения к произведениям искусства, позволит вести творческую работу по живописи, а главное — исправить приобретенные в этой области знания на то, чтобы успешно решать задачи эстетического воспитания детей в школе.

Постепенно осваивая с помощью гипсовых моделей и живой натуры рисунок головы и фигуры человека, студенты переходят к изображению живой натуры в масляной живописи.

Занятия по живописи головы и фигуры равномерно чередуются с вы­полнением натурных постановок, предусмотренных программой по рисунку. Это позволяет рассматривать выполнение заданий по живописи как реа­листическое изображение хорошо осознанной студентами живой формы, как результат полного ознакомления с ее пластикой и анатомическим строением.

Нарисовать «точно» не означает, что надо наносить все детали, а го­ворит прежде всего о передаче самого существенного в пластике фигуры. У студентов часто встречается пренебрежительное отношение к подготови­тельному рисунку, они недооценивают его роли в дальнейшем процессе жи­вописи. Между тем сделанный наскоро, слабый, рыхлый рисунок в дальней­шем, в процессе работы, заставит делать исправления кистью, а это соз­даст грязь, вялые по живописи места, а главное — начинающий художник теряет уверенность в правильности трактовки формы.

«Надо сперва все изучить законно хорошим приемом, — говорил П. П. Чистяков, — а затем все написать, как видишь» 1.

Нужно четко представлять себе цель каждого задания и последователь­ность его выполнения, так как только при этом условии можно получить хо­рошую подготовку в живописи фигуры человека с натуры.

Какой бы характер ни носила учебная постановка, в живописи необхо­димо направлять свое внимание на объемно-пространственное восприятие натуры, убедительно передавая влияние воздушной среды на цветовую ха­рактеристику предметов. Наряду с этим нужно учитывать цветовую гар­монию в целом, подчиняя отдельные сочетания общему колориту.

Особую роль при изображении человека приобретает требование сохра­нения «большой формы». Частая ошибка начинающего художника — тща­тельное «разделывание» деталей частей тела, когда не достигнута согласо­ванность всех частей с изображением фигуры в целом. Даже при хорошо построенном, грамотном подготовительном рисунке, работая в живописи над одним из участков фигуры, следует чаще отходить от холста, проверяя един­ство формы и верность цветовых отношений.

В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры необходимо решать и ком­позиционные задачи. Ведь, для того чтобы компоновать фигуру при реше­нии определенного сюжетного замысла, надо прежде всего научиться ком­позиции уже готовой постановки в определенном формате холста. Это обя­зывает внимательно относиться к выбору места для выполнения учебного этюда.

Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразитель­ность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цвето­вых акцентов, а также передача направленности световых лучей.

На старших курсах студенты выполняют ряд портретов на определен­ную тему. Конечно, здесь неизбежны определенные трудности. Ведь выяв­ление индивидуальных качеств натуры, будучи в полной зависимости от пе­редачи строения живой формы, — это более высокая творческая ступень.

Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает здесь отказ от мелочей и умение делать обоб­щение. Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво переда­вать особенности живой формы в условиях пространственного решения фи­гуры в интерьере с определенным освещением.

Все основные длительные задания по живописи головы и фигуры в пе­риод обучения на факультете выполняются маслом. Это объясняется тем, что масляные краски позволяют вести длительную работу, переписывать не­удавшиеся места, применять различные приемы (корпусное письмо, лесси­ровки), а также работать над этюдом методом «а la prima».

Масляная живопись позволяет убедительно передавать разницу мате­риалов и поверхностей формы, звучность цветовых сочетаний, взаимодей­ствие света и тени, объемность в изображении предметов и, наконец, доби­ваться выразительности в работе над мелкими деталями. Последнее очень важно, в частности, при работе над портретом, где передача характерных особенностей натуры представляет для начинающего художника известную трудность.

В работе над живописью обнаженной натуры, которая отличается тонкими переходами формы и легкими тональными и цветовыми градациями, уместно использовать прежде всего масляные краски. Однако, чтобы пол­ностью использовать возможности этой техники, необходимо учитывать ее специфику.

Нужно правильно грунтовать холст, уметь подобрать краски, кисти, разбавитель и т. п. Недостатки в этой области затрудняют процесс живопи­си. Кроме того, знания и навыки технологии живописи позволят будущему учителю лучше объяснять школьникам при посещении музеев особенности произведений того или иного художника, показать его мастерство в использовании изобразительных средств.