logo search
экзамен 9 кл

Билет № 10.

  1. Декор византийского крестово-купольного храма как отражение идеи божественного мироздания.

В архитектуре Византии IX – XII вв. появился новый тип церковного сооружения, получивший название крестово-купольного храма. Купол храма, венчающий строение, покоится на четырех свободно стоящих опорах. Его центр совмещен с центральной точкой здания. Опоры перенимают давление купола и составляют подкупольный квадрат. От него крестообразно расходятся перекрытые сводами «рукава» - проходы. Композиция интерьера крестово-купольного храма кажется загадочной, запутанной, как и все средневековое искусство.

В декоре применялась золотая смальта. Золото олицетворяло собой образы Божьей славы и небожителей – Богоматери, мучеников и являлось также символом крещения. Особую роль играл пурпур – знак царственного достоинства. Это – цвет одежд императора, Христа, Богоматери. Наиболее важным символом был свет, ибо являлся знаком божественного присутствия, освящавшего любой образ. Поэтому, создавая мозаику, мастера выкладывали смальту так, что она фокусировала свет на главных персонажах. Изображение Христа всегда занимало центральное место в храме – на куполе. Поскольку сакральное пространство мыслилось символически и воспринималось как космос – соединение земного и небесного мира – образы в интерьере церкви приобретали постоянное место. Образ Вседержителя на куполе символизировал небесную церковь, Дева Мария одна или с младенцем Христом была символом земной церкви. Ученики Христа олицетворяли свет евангельского учения.