20. Идеалы просвещения и их отражение в искусстве
В Европе XVIII в. почти все пространство человеческого знания и разума было заполнено философией Просвещения. Мыслители, ученые и люди искусства отстояли перед церковными и светскими властями определенную свободу научного и художественного творчества. С гордой своей утонченностью цивилизация, потребность в жизненных удобствах в той же мере стимулировали научные открытия, что и потребности в познании.
В 1751 г. вышел первый том Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издание, по выражению Дидро, стало символом «века философии». Руководителями гигантского проекта были Дидро и Даламбер и еще 178 сотрудников. Уже к 1759 году, несмотря на запрет, в свет вышли семнадцать томов текста и одиннадцать томов иллюстраций. Это монументальное произведение вобрало в себя все направления мысли, эпохи Просвещения. Была составлена общая картина всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в. В введении к «Энциклопедии» Даламбер приглашает читателя самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье; он способен всего достичь, если освободится от оков, мешающих его движению вперед. «Энциклопедия» сама того не зная, изменяла мир. Ее идеи провоцировали антипросвещенченские тенденции, вызывали ожесточенные споры. Очень скоро они станут залпами Революции. Чтимые и ненавидимые, авторы «Энциклопедии» выступали в роли ее предвозвестников. Гимн труду, прославление природы, иллюстрации давали представление о реальной жизни и воспевали прогресс. Вселенная просматривалась насквозь — от недр до утробы человека.
Распространение книг, газет и кафе приводит к тому, что в XVIII в. у людей появляются новые привычки, например, читать печатные издания. Аристократические салоны были центрами светской жизни, 300 парижских кафе тоже являлись очагами культуры, где читались газеты и обсуждались новости. Основывались публичные библиотеки и читальные залы. Создавались литературные общества, научные общества, например, академии, которые становились настоящими бастионами «литературной республики».
Именно в XVIII в. в центре общественного внимания оказывается личность идеального писателя. «Писатель — это философ, человек света и наставник человеческого разума», — писал Вольтер в своей статье, посвященной литераторам. С 1760-х гг. и до самой Революции культ писателя сочетается с поклонением Прогрессу. Силой своего гения писатель соединяет рационализм и чувствительность, призывает свободу и правит империей общественного мнения. Вот эта новая философия и перевернет весь западный мир. Наука эпохи Просвещения делает невиданные успехи и открытия. Важные страницы Ботаники были написаны в Королевском саду (Ботанический сад), вобравшем огромное множество растений. Карл фон Линней (1707—1778) описал тысячи видов флоры, фауны, дал им двойные латинские названия. В 1700 г. Жозеф Турнефор создает научную классификацию цветов, положив в ее основу строение тычинки. Термин «биология» ввел в оборот французский натуралист Жорж Луи Бюффон (1707— 1788), обозначив им «науку о жизни». В 1868 г. Ньютон опубликовал главный труд своей жизни — «Математические начала натуральной философии». Парижская Академия наук делает большие успехи в астрономии, установив мощные телескопы, снабженные микрометром — изобретением Озу, и часами с маятником — изобретением Гюйгенса, что позволило увеличить точность измерений в сто тысяч раз.
Двое ученых — Ньютон и немецкий философ Лейбниц — почти одновременно открывают исчисление бесконечно малых величин. Расчеты Ньютона- очень помогли в описании «небесной механики», вплоть до настоящего времени математики пользовались методами и записями Лейбница. Энтузиазм европейской публики вызвали машины, вырабатывавшие электричество. Весь Париж устремлялся на демонстрации опытов аббата Нолле, который развлекал королевский двор, наэлектризовывая роту гвардейцев Людовика XV.
Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства.
В XVIII в. Австрия, Пруссия и Россия утверждаются в качестве великих держав. Происходит это благодаря обширным реформам, предпринятым европейскими монархами под влиянием философских идей Просвещения. Монархи поддерживали новые веяния, но расставаться с неограниченной властью не хотели: это была эпоха просвещенного абсолютизма. Все они жили в одно и тоже время — король Испании Карл III (1716—1788), российская императрица Екатерина II ('1729—1796), австрийский император Иосиф (1741—-1790) и прусский король Фридрих II (1712— 1786). Объединяла их любовь к философии Просвещения, изменившей взгляд на мир. Верить теперь нужно не в Господа Бога, а в человеческий разум, науку и технику, доказавшие удивительную способность человека управлять Вселенной, делать ее более гармоничной. Окружив себя великими мыслителями и учеными, вооружившись новыми идеями, эти монархи начинают преобразовывать свои страны, стараясь им придать более современный вид, развивая их экономически. Короли-философы по-своему толковали великие принципы Просвещения, особенно применительно к политике. Все они оставались убежденными сторонниками абсолютной монархии и брали пример с Людовика IV, восхищаясь блеском и достижениями его царствования. И все же дух Просвещения стимулировал процесс реформ. В царствование Фридриха II Пруссия становится первоклассной военной державой и совершает рывок в экономическом развитии. Екатерина II укрепила российское государство, преобразовала его экономическую и административную системы, но своими реформами только усилила самодержавие и крепостничество. В Европе XVIII в. стал веком общения. Обмен людьми и идеями свидетельствовал о существовании взаимного интереса между востоком и западом континента. Философы будоражили умы монархов. Переезжая из одной страны в другую, они содействовала взаимопроникновению культур и формированию единой общеевропейской цивилизации. Философы эпохи Просвещения скептически оценивали возможность существования Господа Бога, восставали против господства Церкви над государством и обществом. Следуя примеру философов, большинство монархов равнодушно относилось к религии. Они открыли новую эру — эру веротерпимости, в разных странах проявившуюся по-разному.
Рост городов — одна из примечательных черт XVIII в. Благодаря увеличению числа университетов и театров, города становится средоточением интеллектуального и художественного творчества. Горожанам возводятся дворцы для их увеселения. Строительство Московского университета, Смольного института в Санкт-Петербурге лишний раз подтверждает, что Россия принадлежит Европе.
От сверкающего мира удовольствий был неотделим и интеллектуальный прорыв Века Просвещения. Развлечения сопровождались утонченными беседами, чтением литературных произведений XVIII в. — это и триумф Музыкального искусства. Наступает эпоха гигантских органов. Облагораживается и скрипка, бывшая до тех пор любимым инструментом деревенских праздников.
В музыкальной Европе эпохи Просвещения все больший тон задает католическая и итальянизированная Австрия Моцарта. За отпущенную ему короткую жизнь испытаниям подвергались и талант Моцарта, и его чувства. Он создавал шедевры, но не имел чуткого покровителя. Всемирно признанный сегодня, гений умирает 35 лет отроду, в нищете и нужде. Освоив все музыкальные стили и жанры, создав музыку для всех инструментов, Моцарт воплотил в себе всю музыкальную культуру своей эпохи. Список его произведений насчитывает более 700 опусов, в числе которых оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
Творчество Иоганна-Себастьяна Баха (1685—1750), сочинявшего как религиозную, так и светскую музыку, оказало решающее воздействие на развитие всей западной музыкальной культуры.
Оперы, симфонии, квартеты, сонаты, церковная музыка — все это сочинил Иозеф Гайдн (1732 — 1809), ставший вместе с Моцартом и Бетховеном одним из законодателей классической венской музыки.
С 1715 г. французский классический театр начинает распространять свое влияние на большинство европейских стран. XVIII в. приносит всеобщее увлечение театром. К 1791 году в Париже был 51 театр. Появились и частные театры: Вольтер, где бы он ни жил, устрашал собственный театр. Буржуазные драмы и сентиментальные комедии ставят реальные проблемы формирующегося общества. Дидро и Бомарше облагородили новый театр своими именами. А еще были и ярмарочные театры и театры парижских 5 бульваров, учитывающие вкусы простых людей. Незадолго до французской революции Бомарше (1732—1799) выпускает на сцену Фигаро в знаменитой трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать».
В гуще народа всегда существовали самые разные социальные категории. Наряду с крестьянами, рабочими, ремесленниками, мелкими чиновниками, низы общества включали и тех, чей труд был совсем уж незавидным, а также домашнюю прислугу. Жанровые сценки художника Шардена помогают представить облики заботы простых тружеников, таких как прачки, кухарки, судомойки. Жанровые картины ценились эстетами несмотря на то, что без прикрас рассказывали о повседневной жизни маленького человека.
Это было время, когда была написана Энциклопедия, когда дух Просвещения будил научные мысли и человек ставил омыты во Вселенной... Когда в Европе правили просвещенные государи. Когда Французская революция прославляла свободу, равенство, братство.
21. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX в. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА
Это были времена, когда Франция превращалась из революционной страны в буржуазную... Когда Наполеон I со своей Великой армией нес народам идеи революции... Когда Европа внимала звукам и слову романтизма... Когда монархическая Англия становилась первой державой мира... Когда паровая машина, доменная печь и ткацкий станок совершали переворот в промышленности... Когда народы Средиземноморья сбрасывали гнет империй...
Россия. 1812 г. Отечественная война вызвала небывалый общественный подъем и рост национального самосознания. Война привела к резкому обострению общественных противоречий. Появляется мысль о необходимости изменений в государственном устройстве России. Читаются и передаются вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина. В 1825 г. — восстание и поражение декабристов. Реакция Николая I, жестокий полицейский режим. Но реакция не могла задушить живое. Молодежь зачитывалась статьями Белинского, Герцена. Известность получают произведения Лермонтова, Гоголя, Крылова.
Достаточно только перечислить имена крупнейших представителей русской литературы, изобразительного искусства, музыки и архитектуры: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Белинский, Герцен, Воронихин, Захаров, Росси, Глинка, Мартос, Щедрин, Венецианов, Кипренский, Брюллов, Иванов, Федотов...
Первая половила XIX в. воспринималась одними как конец нормальной человеческой жизни, другими — как начало пути к прогрессу, Это было время всеобщей растерянности, когда надежды сменялись разочарованиями. Французская революция и наполеоновские войны наложили глубокий отпечаток на облик Европы, особенно германских стран. Чаяния целых народов и отдельных людей сталкивались и взаимодополнялись, часто приводили к конфликтам, а иногда сливались воедино. Из этого хаоса рождался новый мир.
Немецкие романтики пренебрегали солнечным светом — царством разума. Ночная жизнь позволяла им соприкасаться с другим измерением, исполненным чувствительности, поэзии, трепета и общения с духами стихий. Но ночь была и символом страхов, гнездящихся в самой глубине души человека. Песня Франца Шуберта «Лесной царь», сочиненная на слова баллады Гете, сделала страшные ночные тайны действующими лицами драмы: не откликнувшийся на зов Лесного царя ребенок умирает на руках отца.
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь вздрогнув, малютка приник: Обняв его, держит и греет старик.
—Дитя, что ко мне
ты так робко прильнул?
—Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
он в темной короне с густой бородой.
—О нет, то белеет туман над водой.
Иоганн Вольфганг фон Гете
(перевод Жуковского)
Вместе с общественными потрясениями, начавшимися с конца XVIII в., шло становление новой государственной, трепетной и тревожной: «душевные порывы, поддерживаемые уже культурой барокко, начинают заявлять о себе в области творчества. Романтизм питался не только иллюзией, но и мечтательностью, исповедальностью, личностным началом. Он открыл эру индивидуализма и выражения чувств. Ведущую роль в развитии этой чувствительности играла музыка. Подобно живописи или литературе, она нуждалась в свободе творчества, не скованного никакими застывшими условностями. Это иногда приводило к непониманию слушателями некоторых композиторов. Музыкант, вложивший душу в сочинение, переживал такое непонимание очень болезненно.
Немецкий венский романтизм способствовал коренному обновлению музыкального жанра.
Бетховен настолько использовал в своих сонатах возможности фортепьяно, что форма его пьес изменялась и подчинялась этим возможностям. Опере повезло на талантливого Карла Марию фон Вебера, написавшего в 1821 г. «Вольного стрелка», который положил начало жанру фантастической драмы. В 1843 г. эстафету принял Рихард Вагнер с оперой «Летучий голландец». Но самым романтическим жанром была песня, лучше всего удавшаяся Францу Шуберту и Роберту Шуману. «Зимний путь» Шуберта (1827) — это самый простой и в то же время самый волнующий песенный цикл в истории музыки.
Фредерик Шопен (1810—1849) — первый великий польский композитор, которому удалось придать своему творчеству ярко выраженный национальный характер. При этом Шопен не позволял себе прямо использовать народные мелодии родной Польши, а предпочитал творчески создавать собственный польский стиль.
Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Камила Сен-Санс — вот величайшие из композиторов-романтиков.
Великобритания отвергла бесчувственность нового мира промышленников и деловых людей и все возрастающую свободу нравов. Вовлеченная вслед за остальной Европой в водоворот романтизма, она обратилась к своему прошлому — в частности, к средневековью, — наделяемому неисчислимыми достоинствами взаимопомощи и счастливой общинной жизни под покровительством феодальных сеньоров. Прочная религиозная основа английской литературы несла беднякам надежду на милость в загробном мире, буржуазии — убежденность в обладании божьей благодатью.
Шотландец Вальтер Скотт (1771 — 1832) своими романами «Квентин Дорвард», где действие происходит во времена Людовика XI, и «Айвенго», в котором встречаются Робин Гуд и Ричард Львиное сердце, порадовал всех приверженцев романтизма, дав им возможность вернуться в средние века к их бедам и героической борьбе против тиранов.
Лорд Байрон (1788—1824), сочинив поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), в которой были описаны средиземноморские странствия будущего рыцаря, «предстал перед глазами Европы как виднейший английский поэт-романтик. Смерть Байрона в Мисолонгионе, на земле Греции, которой он хотел помочь в обретении независимости, поставила его в ряд одиноких героев, отправившихся на поиски таинственного Грааля. В поэме «Дон Жуан», написанной в последние годы жизни, Байрон обнаружил! дерзость и насмешку, которые не соответствовали его романтическому образу.
Перси Биши Шелли (1792—1822) черпал вдохновение, в своей любви и дружбе. «Для любви, красоты и наслаждения не существует ни смерти, ни изменений».
На заре романтизма большой ценитель красоты Джон Китс (1795—1821) был убежден, что, как сказано в его «Оде соловью», искусство всегда торжествует над смертью.
Лежать у волн, сидеть на крутизне,
Уйти ,в безбрежность в дикие -просторы...
Подслушивать стихий мятежных опоры...
Нет, одиноким «быть не может тот,
Чей дух с природою один язык найдет.
Нависавший эти строки лорд Байрон, как и другие романтики, восстал против классицизма, его жестких ограничений.
Романтизм был одной из великих литературных революций нового времени: ему предназначалось художественно выразить новый тип сознания. Романтики выразили свою эпоху глубоко, больше чувством, чем разумом. Они видели, что «в крови родился новый век, век шествует путем своим железным, в сердцах — корысть» (Баратынский). Просвещение апеллировало к всеобщим засолам, романтики обращались к личности человека. Романтизм Цвейг назвал «лирической весной Европы». Как развивалось творчество романтиков, что удалось им нового рассказать своим современникам и нам, потомкам, о человеке и об окружающем мире, к чему призывали и призывают нас творцы романтического искусства — об этом поведают нам сами художники, созданные ими произведения и их герои.
Рожденное революцией капиталистическое общество, быстро набирая силы, раскрыло вместе с тем и свое противоречие между трудом и капиталом. В недрах общества происходило становление того класса, которому история судила стать «могильщиком буржуазии» — класса революционного пролетариата. Пролетариат выступает уже в качестве самостоятельной исторической силы в период европейских революций 1848 г.
Новые задачи, вставшие в этих условиях перед искусством, определили процесс перехода с позиций романтических на позиции реалистического изображения действительности. Создателями реализма, критического по своему характеру, явились Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Дюма, Курбе, Милле, Федотов и другие. Художник-реалист глубоко изучает действительность окружающей жизни, изображая типические характеры в типических обстоятельствах. Буржуазия стряхнула с себя одежды былой революционности и в бешеной защите своих прав и доходов обнажила свое истинное лицо - жестокую эксплуатацию. Создаются произведения такие, как социальная трилогия Гюго: романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Сюда можно отнести и роман Флобера «Воспитание чувств»; величайший роман в мире — «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Ярким представителем реализма в живописи был Оноре Домье (1808— 1879). «Жить работая и умереть в борьбе» — этот лозунг французских пролетариев был лозунгом жизни Домье. В своих политических карикатурах он метко бьет по самым уязвимым местам Июльской монархии. Домье — создатель графического эпоса XIX в., он вывел искусство на улицу, стал любимцем народа. «Улица Трансоне» (1834) Домье представил распростертый на полу труп рабочего, злодейски убитого полицией, а под ним убитый ребенок, старик, женщина...
Из его рук вышли обширные серии литографий: «Древняя история», «Супружеские нравы» и пр. Он всегда обнажает язвы всего буржуазного общества. Особенное внимание Домье привлекает буржуазный суд с его сложной процедурой, напыщенными судьями, фальшивым пафосом адвокатов. Он показывает самодовольное лицо французского буржуа и преследует его беспощадной насмешкой. В этих картинах Домье человек выглядит как странное существо, вечно подвижное, лживое, кичливое, жадное. Такой меткой социальной сатиры, как у Домье, не знало европейское искусство до XIX в.
Франция охвачена лихорадочным возбуждением: страсть к наживе, к биржевым спекуляциям проникла всюду — все было продажно. В таких условиях не могло плодотворно развиваться музыкальное искусство — за «исключением лишь его легких, развлекательных жанров. Танцевальным поветрием были охвачены все слои общества. Увеселительная музыка, с ее острыми, подвижными ритмами и задорными песенками, звучала повсеместно— в варьете, на садовых концертах. Парадная пышность прикрывала внутреннюю опустошенность и моральную беспринципность правящих кругов Второй империи.
В музыке реалистические тенденции оформляются позже, чем в литературе. Поэтому реализм в музыке, как господствующее направление проявился лишь в 70-х гг. Особым достижением явилась демократизация музыкального языка.
В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это — высшая точка реалистических устремлений во французской, музыке XIX в. Недолгая жизнь Жоржа Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. 3 марта 1875 г. прошла премьера оперы «Кармен»; спустя три месяца, 3 июня, Бизе скончался. Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа — обычные посетители лож и партера — нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку — слишком серьезной и сложной. «Кармен» в Париже надолго исчезла из репертуара, а в то же время начался ее триумфальный успех на подмостках зарубежных театров.
В 1877 г. Чайковский писал о «Кармен»: «Я выучил ее наизусть. По-моему, это в полном смысле слова шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что через десять лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Историческое значение оперы Бизе в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.
Ведущие принципы реализма XIX—XX вв.: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства — Стендаль, Достоевский, Толстой, Диккенс, Чехов, М. Твен, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И. Репин, В. Суриков, М. Мусоргский, М. Щепкин.
- Лекции по истории искусств
- Мифы и искусство древней греции
- Музы. Аполлон, дионис
- Поэзия, театр
- Архитектура, скульптура
- Шедевры античного искусства Древняя Греция:
- Древний Рим:
- 1. Художественная культура как понятие
- 2. Синтез и взаимодействие искусств
- 3. Основные стили и направления в мировой художественной культуре
- 4. Гуманизм искусства эпохи возрождения
- 11. Художественное развитие россии в XVII в.
- 12. Новые формы и жанры искусства конца XX в.
- 16.Русское реалистическое искусство, его основные художественные особенности и мировое значение
- 18. Характерные черты художественной культуры
- 20. Идеалы просвещения и их отражение в искусстве
- 22. Искусство танца
- 23. Творчество шекспира
- 24. Боги и герои античности
- Боги греческой и римской мифологии в сравнении: