18. Характерные черты художественной культуры
ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
И ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Классицизм — образцовый стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX вв., обратившихся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Примерами высоких образцов классицизма являются трагедии Корнеля, Расина, Вольтера, комедии Мольера, творчество Гете и Шиллера, оды Ломоносова и Державина, трагедии Сумарокова. В архитектуре примером классицизма являются: 1. Дворец Малый Трианон в Версале, архитектор Ж. Габриель; 2. Памятник Минину и Пожарскому в Москве, скульптор Мартос; 3. Арка здания Главного штаба в Петербурге, архитектор Росси. В изобразительном искусстве классицизм представляли Пуссен, Лоррен, Давид, Энгр; скульпторы — Козловский, Мартос в России, художник Лосенко.
Русский классицизм в архитектуре и скульптуре — явление замечательное и самобытное. Он начал развиваться в 60-х гг. XVIII в., достиг кульминации в начале XIX в. Главные ценности классицизма сосредоточены в Петербурге. В русской культуре XVIII в. не угасло стремление к синтезу, ансамблю. Ведь сила классицизма в ансамбле, в организации пространства. Первым начал строить в духе классицизма архитектор Деламот. Он построил здание Академии художеств, спокойное, строгое, прямоугольное в плане, с круглым внутренним двором. Главным фасадом оно выходит на Неву. Тут же, у самой воды, возлегли два сфинкса.
Дальнейшее строительство Петербурга и его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами зодчих Ринальди, Фельтена, Кваренги, Камерона, Тома де Томона, Старо-ва, Воронихина, Захарова и гениального Росси. Многие из них были иностранцами, но нельзя заключать отсюда о привозном характере русского классицизма. Россия дала возможность осуществиться их дарованиям. Шотландец Камерон исполнил прекрасные ансамбли в Царском Селе и Павловске в духе легкого, изящного классицизма. Итальянец Кваренги строил только в России, француз Тома де Томон — создатель ансамбля Биржи.
Комплекс Адмиралтейства, подлинный центр города, создан коренным русским — Захаровым.
С необычайной последовательностью и логичностью построена композиция здания Адмиралтейства. Захаров избрал П-образную конфигурацию здания, как бы вложил один объем в другой, вытянув главный фасад вдоль образовавшейся Адмиралтейской площади и направив боковые фасады к Неве, где они завершаются одинаковыми павильонами. Центральный фасад разбит на три части. В середине — мощный куб с прорезанной в нем аркой, над кубом, постепенно облегчаясь, следуют другие объемы, завершающиеся шпилем. По бокам — трехчастные крылья главного фасада, каждое из которых также имеет три портика с колоннами. В представлении Захарова необычайно важным для общего облика Адмиралтейства было присутствие скульптуры, которая была создана Щедриным, Демут-Малиновским и другими скульпторами. Здесь — божества, управляющие морской стихией, страны света, времени года, моря, реки, исторические сцены. Все объединено в строгой логической форме, скульптура неотделима от архитектуры и от функционального назначения здания. Историки архитектуры не раз отмечали связь захаровской постройки с древнерусской традицией, Адмиралтейство стало символом Петербурга и силы России, данью памяти Петра, утвердившего Россию как сильную морскую державу.
Карлу Ивановичу Росси (1775—1849) принадлежит главное место в русской архитектуре 10—20-х гг. XIX в. Получая заказ на постройку дворца или театра, он перестраивал целый район города, создавая огромные площади. Значительным сооружением Росси является Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей), он создает новую площадь перед фасадом здания, пробивает улицу. Само здание дворца Росси отделывает с большим мастерством — снаружи и внутри. Выразительность фасада строится на сложном ритме колонн, арок над окнами; с этим ритмом созвучен рисунок ограды.
Росси завершает ансамбль Дворцовой площади зданием Главного штаба и министерств. Он создает полукруглую площадь, перекидывает между двумя корпусами широкую триумфальную арку, а контрастом архитектуре стоит напротив Зимний дворец. Центр всей композиции — огромная арка, увенчанная шестеркой лошадей с войнами и колесницей Славы в середине, — вносит в данную архитектуру триумфальный оттенок, монументализирует образ. Можно еще перечислить работы Росси: Александрийский театр, здание Сената и Синода, архитектурный комплекс Сенатская площадь. Лучшие создания Росси говорят о великом таланте и огромной воле этого человека.
Самый строгий архитектор позднего классицизма — Стасов В. П. (1769—Ц848). Он строил Павловские казармы на Марсовом поле, Императорские конюшни, проектировал склады и магазины, ставил триумфальные ворота, оформлял интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Знаменитым памятником в Петербурге является «Медный всадник» Фальконе. «Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения». Французский скульптор Фальконе приехал в Россию для сооружения этого памятника, будучи уже известным у себя на родине. Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых статуэток «амуров и купальщиц» скрывался мощный монументалист? Фальконе словно переродился. Его вдохновлял образ Петра-созидателя, человека неукротимой воли, и сам город, им основанный, — стройные ритмы, большие просторы. Открывается широкая перспектива Невы. Царит силуэт всадника на крутом гребне волны. Ничто не заслоняет памятник, не мешает его круговому обходу и восприятию всего богатства его пластических аспектов. Все силуэты памятника выразительны. То он видится в колоссальном напряжении, берущим крутой подъем, то уже одолевшим подъём и над бездной осадившим коня, то всадниквыглядит благосклонным, то гневно грозящим врагам, то в нем чудится безжалостная деспотическая сила: сам жест простертой длани неоднозначен в производимом им впечатлении. Впечатления меняются не только при круговом обходе монумента — они зависят и от того, смотреть ли на них издали или вплотную, виден он сквозь пелену тумана или пелену падающего снега, или при лунном свете.
Красота Петербурга легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи надолго заворожили русское искусство, Петербургу посвящали свои произведения Гоголь, Достоевский, Блок, Брюсов, Анна Ахматова; его без конца рисовали и писали художники «Мира искусств». Но нигде лучше не сказано о нем, чем в этих строках:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...
А русский поэт Радищев писал в оде «Осьмнадцатое столетие»: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро...»
19. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX в.
Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне тех процессов, которые происходили в России. Брожение умов, выход прогрессивных журналов, создание тайных обществ. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах. Современников волновал вопрос о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостнического права.
Путь русской художественной культуры, начиная с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм и реализм. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции.
Романтическая концепция провозглашала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику классицизма. Поэт видел себя творческой личностью, способной вдохновляться и получать «божественное озарение». Мотив протеста звучит в лучших произведениях романтической литературы. Именно поэтому романтизм стал важным эвеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь начинали свой путь с романтических произведений. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права. Искусство становилось средством борьбы, нравственного воспитания. С первых же шагов новая русская живопись XIX в. связала свою судьбу с романтизмом.
Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в., был Орест Адамович Кипренский (1782—-1836).
Картины Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыв, стремление к динамике внутренней жизни. Художник искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью. Кипренский писал портреты. Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал, он искал его отблески в конкретных людях, которые оказывались перед его мольбертом. Художник часто обращался к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Автопортретные образы Кипренского — образ Ростопчиной (1809), образ Давыдова (1809), Жуковского — раздумчивы, они вглядываются в мир, вверяют себя собеседнику. Не случайно эти портреты иногда сравнивают со стихотворными посланиями другу. Герои портретов Кипренского живут в особом мире, открываются зрителю, предлагая почувствовать их внутренний мир — всегда сложный, подвижный.
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1788—1832) является прекрасным примером вышесказанного. Она была женой генерала-майора Авдулина. В Петербурге Авдулины имели собственный дом, они давали балы, на которых бывал и Пушкин. В этом портрете появилась гладкая фактура и четкость деталей. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с «чрезвычайным отчетом». Так же написан прозрачный чепец, драгоценный веер, золото и жемчуг. Среди этой строгой роскоши выступает бледное, нежно-фарфоровое лицо женщины хрупкой, грустной и мечтательной, испытавшей горести и разочарования, сдержанной и замкнутой, погруженной в свой внутренний мир. Одинокий, увядающий белый гиацинт — цветок грустной античной легенды, навевает мысль о гибнущей молодости и красоте. Неоднократно возникало сравнение портрета Авдулиной с Моной Лизой Леонардо. Кипренский создавал своеобразный парафраз знаменитого произведения Леонардо. Вместе с тем в портрете Авдулиной запечатлена женщина романтической поры, человек начала века.
Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Варнен; как последовательный романтик выступает А. Орловский (1777—-1832). Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791—1830). Природа у Щедрина всегда возвышенная, сияющая радостными красками; она опьяняет человека, приносит ему сладостное ощущение счастья. Такими примерами являются картины «Новый Рим» (1325), «Берег в Сорренто с видом на остров Капри».
В 30-е годы романтизм приобрел новый характер — более-конфликтный, иногда пророческий (как у Иванова). После 1825 г. обнаружился кризис государственной системы. К 40-м гг. романтизм постепенно исчерпает свои силы, открывая пути к критическому реализму.
В 30—40-е гг. на первый план выдвинулись исторические картины, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — тот жанр, в котором пересекались классицизм и романтизм.
Картина была написана очень быстро (1830—1833) в порыве вдохновения. Он изобразил многофигурную сцену: люди, застигнутые в городе извержением Везувия, спасаются бегством; над ними уже гремит гром и сверкают молнии; надвигается смерть. Но в момент смертельной опасности они сохраняют достоинство и величие. Даже погибшие освещены этой человеческой красотой. Картина Брюллова Словно знаменует собой предчувствие всемирной катастрофы, которая постигнет человечество. Вместе с тем картина была обращена к проблемам общества, в котором сам художник жил. Ощущение надвигающихся перемен испытывали лучшие люди Европы того времени.
А. С. Пушкин восторженными стихами откликнулся на привезенную в Петербург из Италии картину К. Брюллова.
Везувий зев открыл —дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом. Толпами, стар и млад,
под воспаленным прахом, Под каменным дождем
бежит из града вон.
Высокая зрелость характеризует музыкальную культуру последекабристского периода. Она достигает полной самостоятельности и становится в один ряд с наиболее развитыми и богатыми культурами европейских стран. В музыке этот период может быть по праву назван глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное ее предшественниками. Подобно Пушкину, Глинка был гением универсальным. Он воплотил в своем творчестве многообразнейшие стороны русской жизни и русского народного характера. Всеобщность глинкинского гения проявляется в жанровом многообразии его творчества. Глинка — создатель русской классической оперы, классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Глинка поднял русскую музыку на уровень мирового значения. Зарубежные музыканты призналисвоего русского сотоварища одним из крупнейших композиторов современности.
К композиторам глинковской поры принадлежат Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие.
Яркой творческой личностью среди них был Алябьев, разносторонне одаренный мастер, автор опер, но полнее всего высказавшийся, однако, в области вокальной лирики. Песни и романсы Алябьева принесли ему широкую популярность. Чувства разочарования, тоски и одиночества, которыми проникнуты многие романсы Алябьева, охватили передовые круги дворянской интеллигенции после 1825 г. Вместе с тем композитора привлекала песенная лирика, на слова Дельвига был написан его лучший романс «Соловей», «Я вижу образ твой» по Гете, «Два ворона» на слова Пушкина и другие. Их можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокальной лирики.
В этот общий поток романсовой лирики влились романсы Глинки. Традиционные до того времени жанры любовно-лирического романса, элегии, русской песни, баллады Глинка поднял на новый уровень художественного мастерства. При кажущейся простоте средств все романсы Глинки требуют тонкого и совершенного мастерства. Шедеврами вокального романса являются элегия «Сомнение», «Не искушай», «Разочарование», «Бедный певец», «Я помню чудное мгновенье» и др.
Русское искусство начала XIX в. — это проникновенное понимание человека. Русский романтизм — это глубокое выражение той правды чувств, которая заключена в интонации мелодии, рисунке, словах.
Кипренский, Пушкин, Глинка — эти имена говорят о подъеме русского искусства начала XIX.в. Преследуемые царским правительством и великосветской чернью, они находили опору в широких кругах общества. Брошенные ими семена не пропали даром для русского искусства XIX и XX вв., ведь романтики были детьми бурной эпохи, во многом определившей будущее человечества. Нам трудно представить мировое искусство без ярких, красочных творений романтиков.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
- Лекции по истории искусств
- Мифы и искусство древней греции
- Музы. Аполлон, дионис
- Поэзия, театр
- Архитектура, скульптура
- Шедевры античного искусства Древняя Греция:
- Древний Рим:
- 1. Художественная культура как понятие
- 2. Синтез и взаимодействие искусств
- 3. Основные стили и направления в мировой художественной культуре
- 4. Гуманизм искусства эпохи возрождения
- 11. Художественное развитие россии в XVII в.
- 12. Новые формы и жанры искусства конца XX в.
- 16.Русское реалистическое искусство, его основные художественные особенности и мировое значение
- 18. Характерные черты художественной культуры
- 20. Идеалы просвещения и их отражение в искусстве
- 22. Искусство танца
- 23. Творчество шекспира
- 24. Боги и герои античности
- Боги греческой и римской мифологии в сравнении: