logo
История искусств

1. Художественная культура как понятие

Культура (в переводе с латинского, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически развиваю­щаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. Культура — это и динамичный процесс

раскрытия и развития способностей личности.

Художественная культура понимается как подсистема культуры, как относительно самостоятельный ее слой.

Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности — словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т. д. Она включает в себя и «все процессы, протекающие «вокруг» искусства, — созидание, хранение, рас­пространение, восприятие, оценку, изучение художественных про­изведений, а также воспитание художников, публики, искусство­ведов, организаторов художественной жизни. Следовательно, ху­дожественная культура — это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Вырабатываемая культурой общая модель бытия (картина мира, представление о человеке, общественные идеалы) превра­щается в художественном сознании каждой эпохи в неповторимый образ мира и отношение человека к миру. При этом художествен­ное сознание испытывает прямое, подчас весьма сильное, жесткое, императивное давление извне: со стороны религиозной и полити­ческой идеологии, морали п права, эстетического сознания дан­ного общества, со стороны всех существующих в конкретную эпоху форм общественного сознания.

Вместе с тем фундаментальной задачей художественной куль- туры является сохранение художественного наследия прошлого, приумножение и передача художественных ценностей будущему. Эта задача стала осознаваться по всем спектре проблем лишь в XX в., хотя художественная культура человечества существует уже более пяти тысяч лет. Творения искусства концентрируют в себе энергию лучших стремлений человечества к красоте, любви и знанию, к гармонии с природой и свободному развитию всех творческих сил человека. Поэтому сохранение памятников, а также постоянное и свободное общение с искусством разных вре­мен и народов — важнейшее условие сохранения человеческого в человеке. Современный мир стал наследником огромных худо­жественных богатств.

Однако художественная культура человечества может стать содержанием современной личности только при условии заинтересованного, глубокого, длительного научения и освоения ху­дожественного наследия.

Типология художественной культуры — постоянный предмет научных дискуссий. Если следовать иерархическому принципу систематизации, то наиболее крупным в истории искусства яв­ляется понятие эпохи. Историческая эпоха — определенный этап развития человечества, все стадии которого характеризуются некоторой общностью философских, религиозных и политических идей, научных представлений, психологических особенностей ми­ровосприятия, этических и моральных норм, эстетических крите­риев жизни. Все эти факторы складываются в представлении че­ловека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Такова Первобытная эпоха, эпоха Древ­него Мира, Античность, Средние Века, эпоха Возрождения, Но­вое время. Каждая историческая эпоха как живой организм име­ет собственное «историческое время», сроки рождения, юности, зрелости и старости. История Египта знала Древнее, Среднее и Новое, царство; Древняя Греция пережила архаику, классику и упадок. Аналогичные циклы развития проходили все известные нам исторические типы культур.

Реальное бытование художественной культуры представляет собой сосуществование и взаимодействие художественных куль­тур различных классов и слоев общества. Так, в эпоху Средневе­ковья можно выделить художественную культуру феодального замка, культуру монастыря и храма, художественную культуру крестьянства, «смеховую» культуру городских низов и т. д. Исто­рия художественной культуры — это последовательность основ­ных типов, каждый из которых реализован в ряде вариантов, по-разному расположенных во времени и пространстве, это вос­хождение ко все более сложным и высокоорганизованным фор­мам художественной культуры.