logo
История искусств

Мифы и искусство древней греции

Античные мифы и исторические легенды, начиная с эпохи Ренессанса и на протяжении XVII-XIX веков, оказали существенное воздействие на формирование западноевропейского искусства.

Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря художественной обработке античных поэтов и драматургов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и других, мы знаем хорошо античную мифологию.

Проблемы эстетики отражены у Платона, Аристотеля и др. Последним античным философом, известным и трактатом о музыке, был Боэций, живший на закате античного мира. Ставшее гос. религией христианство утверждало новые эстетические ценности.

С крушением Западной Римской империи (Византия как государство устояло) и распространением с 1-го в. н. э. христианства, принятия его гос. религией при Константине Великом (315 г. н.э.) прежние культурные ценности стали восприниматься массами как чуждые и потому изображения античных богов и посвященные им храмы уничтожались.

Но античное искусство и мифология пережили «темные века» средневекового забвения. Уже с конца XIII века в Италии начинает формироваться мировоззрение, характерное для новой эпохи — Ренессанса (Возрождения). С этого времени искусство постепенно начинает утрачивать свою неразрывную связь с церковью. Даже картины на библейские темы стали носить более светский и свободный характер. Эпоха Ренессанса (14-16 века) наиболее ярко раскрылась в Италии. Это была эпоха возрождения античности с ее любовью к человеку, его красоте, мудрости и совершенству.

В 1506 г. в Риме была найдена скульптурная группа «Лаокоон» (в наст. время находиться в Ватикане). Существуют многочисленные повторения этой работы, созданные итальянскими мастерами. В Эрмитаже мы видим не только произведения античных мастеров, но и картины на античные темы, созданные в эпоху Возрождения: «Даная» Тициана, «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном» А. Ломбардо и др.

К героическим образам и темам из античной истории обращались и художники эпохи классицизма. Слово «классицизм» образовано от лат. classicus — «образцовый». Родина классицизма — Франция XVII в. Среди произведений, экспонируемых в Эрмитаже, немало таких, темы которых заимствованы из древней истории (см. напр., картину П. Миньяра «Великодушие Александра Македонского»). Прежде в гимназиях всеобщую (мировую) историю в значительной степени изучали по искусству и произведениям греческих и латинских авторов. Тогда посетителям музеев было понятно, к каким эпизодам истории обращается художник, изображая героев античных мифов и легенд.

Наиболее известным исследователем античной эстетики является наш великий ученый А.Ф. Лосев, создавший большое количество трудов, изданных в основном в конце его длинной и многотрудной жизни (1990-е гг.).

***

Термин «antiques» (античность) по латыни означает «древний», возник в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции и Рима (II тыс. до н.э.-I тыс. до н. э.- V век н.э.).

Религия древних греков, как и римлян - политеизм (многобожие), как воплощение силы богов в природе, существовала в форме мифов. Oт самых древних мифов («хтонических»), отражавших страх людей перед природными стихиями, у др. греков происходил переход к мифам о богах Олимпа, в которых отражена гармония между человеком и окружающей его природой.

Связью с древними культами объясняется, что у древних греков каждый бог имел посвященное ему животное, которое было спутником бога (орел часто изображался сидящим у ног Зевса, сова была птицей Афины, волк был спутником Аполлона и др.). У олимпийских богов символическая связь с животными сохранялась в их атрибутах или неожиданных литературных эпитетах: «совоокая Афина», «волоокая Гера», «Аполлон волчий». В мифах были и низшие божества, имевшие животный или полуживотный облик: козлоногий Пан, сатиры с козлиными ногами, сирены (полуженщины-полурыбы, очаровывавшие неземным пением мореплавателей), кентавры (люди с туловищами коней), грифоны с львиными туловищами, головами и крыльями птиц, тритоны с рыбьими хвостами.

Воспоминания о культах почитания животных сохранились и в «метаморфозах» (от греч. — «превращения»), где боги и смертные люди принимали образы различных животных и растений. Зевс, обратившись в белого быка, похитил прекрасную девушку Европу, в образе орла унес Ганимеда. Дафна становится лавром, сестры Фаэтона проливают слезы-янтарь; на «метаморфозах» основаны мифы о Кипарисе, Нарциссе, Гиацинте. Римский поэт Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.) описал эти и многие другие превращения в поэме «Метаморфозы».

В эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке.

Древние греки говорили: «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Тогда и родился тот идеал, который оказал большое влияние на развитие западноевропейского искусства.

В отличие от Греции, римская мифология поначалу была развита слабее, не развита была и скульптура. Существовали самобытные мифы римлян, известные по произведениям римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Боги у римлян имели свои собственные имена, но под культурным влиянием греков, они совместили их «божественные» функции и заимствовали их скульптурные изображения.

В Рим перешла и греческая мифология. Многие римские боги приняли образы древнегреческих богов: римского Юпитера стали представлять в виде Зевса, Минерву – Афиной, Венеру – Афродитой, Ареса – Марсом, Юнону — в виде Геры и т. д.

Мифология определяет основные измерения духовной культуры, пронизывает искусство, литературу, обычаи и т. д. Они верили в существование множества богов, которые живут на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»).

Им посвящались Олимпийские игры. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и дают клятву сражаться честно. В настоящее время Олимпия (место обитания богов) - национальная святыня Греции. На Пелопоннесе до наших дней сохранились руины храма Зевса (V в. до н. э), стадион, мастерские Фидия и храм Геры (VII в. до н. э.). В 1000 г. до н. э. здесь было главное святилище Зевса, а с 776 г до н.э., каждые 4 года, проводился общеэллинский спортивно-религиозный праздник, с которого началось у др. греков историческое летоисчисление. Он стал прообразом современных Олимпийских игр. Последние Олимпийские игры прошли в 392 г. н. э. (ведь они посвящались олимпийским богам, а в Византии государственной религией уже стало христианство).

О древнегреческих богах мы, прежде всего, узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (созданных в 9 в. до н.э.) и Гесиода (8 в. до н.э.) «Труды и дни», а в поэме «Теогония» мы видим упорядоченный Гесиодом круг богов Олимпа, мифов о них и генеалогию их родства.

Мифы о Богах и Героях были основной «почвой» античного искусства. Древние греки, писал Дж. Фрэзер («Золотая ветвь») с их «привычкой персонифицировать силы природы, расцвечивать холодные абстракции теплыми цветами воображения и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии». Так, причину Троянской войны, происходившую 3.200 лет назад, древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей». А смертный человек, троянский царевич Парис был судьей в этом споре.

Боги выступали олицетворением различных человеческих качеств: красоты (Афродита, у римлян – Венера), знания и культуры (Афина, у римлян - Минерва) и др. Боги, как простые смертные, могли совершать ошибки; жениться и ссориться, главное же, что отличало их от людей, была вечная жизнь, так как они на своих пирах пили амброзию (напиток бессмертия). Помогая своим избранникам, боги «усиливают» в них те или иные человеческие качества, доводя до степени совершенства.

Боги Аполлон и Дионис наиболее тесно были связаны с искусством. Бога виноделия Диониса сопровождают пьяные сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.

Эпитеты Аполлона - Кифаред (мастер «мелики» - пения, сопровождаемого игрой на кифаре) и Мусагет (предводитель муз).

Разработка математических основ искусства. Пифагор (ок. 570 - 500 гг. до н. э.) открыл математические закономерности в музыке; он - основоположник музыкальной акустики. Пифагор придавал мистический характер учению о числах: «все в мире есть число», писал о мировой гармонии (музыке небесных сфер). Пифагор и его ученики выделили 10 пар бинарных оппозиций (противоположных категорий), соединение которых определяет возникновение и поддержание гармонии и порядка в мире:

«предел - бесконечное», «одно - множество», «мужское - женское», «прямое - кривое», «доброе - злое», «нечетное - четное», «правое - левое», «покоящееся - движущееся», «свет - тьма», «квадратное – продоговатое – четырёхугольное.

Для измерения музыкальных интервалов (в связи с изучением «золотого сечения») Пифагор изобрел монохорд, по единственной струне которого ударяли молоточком. Монохорд явился далеким предвестником фортепиано.

Отметим, что без математических расчетов, в 1-2 вв. до н.э. грек Ктесбий из Александрии (Египет эпохи эллинизма) вряд ли смог создать первый в мире многоголосный орган (гидравлос).

В сер. 2 в. до н. э. ГРЕЦИЯ и МАКЕДОНИЯ были завоеваны РИМОМ. Открывая для себя греческую культуру и чувствуя огромную силу ее воздействия, римляне начали изучать греческое искусство и подражать ему. Они стали не только вывозить творения греческих мастеров, но также и создавать копии с греческих оригиналов в таком количестве, что, по рассказам древних, был момент, когда население Рима было меньше, чем число находившихся там скульптур. Оригиналы многих произведений греческих мастеров со временем были утрачены, но сегодня мы знаем их по римским копиям.

Меценат - друг императора Августа, покровитель литературного кружка, помогал материально поэтам. Имя его стало нарицательным, как покровителя искусств. Вергилий - римский поэт, живших в «золотой век» правления Августа Октавиана (1 в. н.э.), написавший «Энеиду» о странствованиях троянца Энея и восхвалявший императора, якобы его потомка. Отметим Горация (в подражание ему А.С. Пушкин написал стих. «Памятник»), Овидия - «Искусство любви», Апулея (2 в. н. э.) со знаменитым приключенческим романом «Золотой осел».