16.Русское реалистическое искусство, его основные художественные особенности и мировое значение
Осознанный поворот новой русской, культуры к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х гг. вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. Общественное положение России было таково: из отсталой, запущенной страны после 1861 г. она превратилась в развитую капиталистическую державу.
Энергия передовой части общества и передового искусства направляется на преследование всего того, что являлось тормозом на пути прогрессивного развития России. Получив в начале 60-х гг. ярко выраженную критическую направленность, передовое русское искусство XIX в. было проникнуто ощущением неблагополучия жизни, чувством необходимости и неизбежности коренных социальных преобразований. Искусство говорило об этом прямо, изображая зло социальной несправедливости в заостренной публицистической форме или косвенно, показывая тяжесть страдания и величие скорбной думы «не о своем горе», противопоставляя застойным формам современной жизни преобразившую мощь переломных исторических эпох. Социальные проблемы оказывались в центре внимания передового русского искусства, утвердившегося на платформе реализма. Реалистический метод лег в основу всей художественной культуры России середины и второй половины XIX в. Огромный вклад внесли в мировую культуру писатели-реалисты Тургенев, Толстой, Достоевский и многие другие. Русский театр возвысился усилиями Островского и Щепкина. Смело была проведена реформа музыкального языка композиторами «Могучей кучки», прежде всего Мусоргским, смело обратившимся к интонационному строю прозаической, разговорной речи. В условиях, когда идейно-критические и нравственно-воспитательные задачи стали главными, ведущими, другая функция искусства — быть украшением жизни, эстетическим оформлением быта — оказалась несущественной. Она переместилась на окраину, на периферию искусства и на протяжении второй половины XIX в. была уделом салонно-академической живописи.
Ввиду компромиссности реформ 60-х гг., сохранения самодержавной власти и живучести в массе народа феодальных предрассудков задачи просветительские на протяжении второй половиныXIX в. сохраняют свое значение и силу также, как и методы просветительской критики. Развивается и удерживается типично просветительское понятие об искусстве как «учебнике жизни». Практическая направленность идейной борьбы 60-х гг. не могла не наложить свою печать на живопись этого десятилетия. Художники верили, что действенной критикой можно устранить вопиющие пороки. Лишь в этих условиях возможны были такие произведения, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» Перова и многие другие произведения. Самобытные, молодые таланты стремились наконец-то поведать о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Московском училище атмосфера была живая, преподаватели не подавляли авторитетом своих учеников, в училище съезжались молодые юноши со всех концов великой и разноплеменной России. Откликнулся и Петербург двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве.
Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет «Пир в Валгалле» и просили предоставить им самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?» Второе событие — создание в 1870 г. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской. В уставе Товарищества говорилось, что его члены должны сами вести свои материальные дела, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города, передвигать по России, чтобы знакомить страну с русским искусством. Эти пункты из устава утверждали независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества принадлежала Крамскому, Мясоедову, Ге, а в Москве — Перову, Прянишникову, Саврасову. Открывшаяся в 1871 г. первая выставка передвижников продемонстрировала существование нового направления. На выставке было 46 экспонатов. Были представлены все жанры — исторический, бытовой, пейзажный, портретный. Зрители могли судить, что нового внесли в них передвижники. Исторический жанр представляла картина Ге «Петр и царевич Алексей». Салтыков-Щедрин писал о ней: «Петр Великий не вытянут во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами; фигура его без малейшей вычурности и назойливой преднамеренности посажена в кресло, и даже ни один мускул ого лица не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на коленях с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде; не заносит на себя рук и не ломает их, довольно спокойно стоит перед отцом, отделенный от него столом, с опущенной головой. Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Писатель дал сжатую и точную характеристику не только картины Ге, но и вообще того, чем реалистический исторический жанр отличался, перенос акцента с внешнего на внутреннее, отказ от рутинных внешних эффектов.
Передвижники хотели не только показать свои картины провинции, но и провинцию показать в картинах.
Из пейзажистов в1-й выставке участвовали Шишкин, Боголюбов, но, главное, была показана картина Саврасова «Грачи прилетели».Художник нашёл в скромном пейзаже волнующую прелесть и красоту, он создал лирический образ русской природы. В «Грачах» выступает одна из типичных черт русской пейзажной живописи передвижников: пейзаж воспринимается не как изображение «чистой» природы; это как бы кусок народной жизни.
Остановимся на ведущих художниках раннепередвижнического периода. Прежде всего — Перов. Художник оказал существенное влияние на формирование критического реализма. Творчество Перова развивалось под влиянием эстетической программы Чернышевского. Критика Перова отличалась исключительной прямотой и резкостью. Во многих картинах художник прибегает к средствам почти карикатурной утрировки отрицательных образов, упорно стараясь привить свои оценки зрителю.
Картина «Трапеза», 1865 г. Содержание картины — смелая и злая сатира на духовенство. Характеристика персонажей граничит здесь с шаржем. Объедающаяся монастырская братия, чванливая барыня и угодливо склонившийся перед ней монах. «Сельский крестный ход на пасхе», 1861 г. Пьяный сельский священник тяжело обрушивается с крыльца, сжимая в правой руке крест. Рядом на ступенях растянулся пьяный дьячок, из рук которого упал в грязь молитвенник. Здесь же на крыльце баба льет воду на голову еще одной жертвы праздничного угощения. Пасхальная процессия шествует беспорядочно, движения отупевших людей некоординированы. Несущая икону женщина на первом плане — с полуоткрытым ртом, в спущенных чулках — бредет не зная куда. Беспросветная жизнь, где попраны все святыни. «Последний кабак у заставы», «Проводы покойника»-скорбное раздумье о судьбе России, судьбе народа. Перов — самый глубокий и значительный из поколения художников 60-х гг., творчество его является образцовым для всего искусства этого периода.
В 70-е гг. с прежней остротой стояли вопросы борьбы с остатками крепостнических порядков. В этой борьбе выковывался новый характер. В искусстве это отозвалось повышенным интересом к теме личности и, соответственно, выдвижением портрета в число ведущих жанров. В портретах Крамского, Перова, Ге был создан новый идеал личности. Герои портретов — преимущественно представители передовой русской интеллигенции, «властители дум» своего времени: Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой, Третьяков, Достоевский. Облеченные высоким духовным, нравственным авторитетом, они выступают как бы в роли судей современного общества.
Среди мастеров, сыгравших немалую роль в развитии жанра и вступивших на художественное поприще в 70-е гг. XIX в., заметно выделяется фигура Ярошенко (1846-—1898). Он показывает на 6-й Передвижной выставке картины «Кочегар» и «Заключенный» — однофигурные композиции, Портрет-тип, собирательный образ. Кочегар в отблесках пламени является первым в русском искусстве изображением рабочего. Внимательно-вопрошающий, с укоризной взгляд, прямо устремленный на зрителя, словно призывает его в судьи и свидетели того, что делает с сильными и могучими от природы людьми каторжный труд рабочего. Появляются картины, темами которых становятся типичные моменты биографии русского революционера. Ей посвящены картины Репина «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали» — произведения, носящие характер итогового размышления о судьбе революционера — народника.
Значение творчества художников-передвижников велико, а место их произведений среди шедевров мировой художественной культуры значительное и явное. Изображение народных драм, крупных характеров, постановка нравственных проблем, трактовка религиозных и бытовых сюжетов, портретопись русских писателей, музыкантов и передовых общественных деятелей. Высота идеалов, бескомпромиссность, этический максимализм. На первый план художниками ставился гражданский долг. Здесь было нечто аналогичное самоотверженности, самоотречению революционных , деятелей.
Русская культура XIX в. была носителем гуманной социально-нравственной миссии.
И долго буду ,тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих словах — программа-максимум русского искусства.
17. СТИЛЬ БАРОККО И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БАРОККО В РОССИИ
Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI в. Барокко развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII в. Барокко как стиль возник в сложную историческую эпоху. Монументальная архитектура того времени в Европе являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви. Политические, социальные условия каждой страны сказывались и на особенностях архитектуры, в каждой из стран барокко приобретало свои национальные черты.
Основными признаками барокко была повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность. В барокко отмечалось преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов. На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, зодчие зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешнимиобъемами и внутренней структурой сооружения. В архитектуре приобретают распространение явно деконструктивные части — разорванные: фронтоны, волюты и т. п. В живописи, в скульптуре сильно выраженная динамика, усложненные линии, ритмы. При изображении человека предпочитаются состояния напряженности, экзальтации, повышенного драматизма.
Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII в. — Лоренцо Бернини, Гварино Гварини и другие. Собор св. Петра в Риме был достроен Мадерны. Бернини создал огромную площадь перед собором. Очень известна его скульптурная композиция «Экстаз св. Терезы». Французский архитектор Лемерсье строит грандиозную королевскую резиденцию. — Мраморный замок. Зодчий Луи Лево продолжает строительство Лувра и строительство в Версале. Собор инвалидов в Париже возведен Мансаром. Им же была создана одна из основных площадей Парижа — Вандомская.
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия на него со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля приходится на 40—50-е годы XVIII в., хотя на Западе идет угасание барокко с переходом в стиль рококо и отмечается переход к классицизму.
Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля.
Начало XVIII в. в жизни России ознаменовалось крупнейшими историческими событиями. В результате успешного завершения Северной войны и петровских реформ страна получила возможность развиваться и экономически, и культурно. Возникновение Петербурга явилось важнейшим событием в истории мирового градостроительства. На строительство Петербурга и его пригородов были направлены все отечественные мастера-зодчие. За границу для обучения «архитектуре цивилис» посылались способные молодые люди. Были приглашены архитекторы из стран Западной Европы. И все-таки петербургская архитектура первой четверти XVIII в. сложилась как истинно русское зодчество, отвечающее национальным особенностям и в то же время отразившее результаты освоения стилей и прогрессивных приемов западноевропейского строительства. Возник монолитный, органичный сплав русского и зарубежного начал архитектурных стилей.
Петру-победителю хотелось быть ничем, не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске. Он пригласил из Франции архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве Петербурга и Петергофа. Он задумал Петергоф сделать подобием Версаля и даже превзойти его. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов, большим гротом и статуей Самсона, разрывающего пасть льву.
Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Карло Бартоломео Растрелли, итальянский скульптор, приехал в Россию со своим шестнадцатилетним сыном в 1716 г. Старший Растрелли участвовал в декоративном оформлении Петергофа, проектировал «Триумфальный столб».
Но самое лучшее, что он сделал, — это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоановны с арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора таким, как представляли его поколения, как рисуется он нам и доныне. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Портрет исполнен в типичных динамических формах барокко: текучая, блистающая бронзовая масса передает и латы, и кружево, и муаровую ленту, и мантию — все это в эффектном перемещении, клубящееся, как бы схваченное в момент сильного движения против ветра. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но по-другому: нарядная с отталкивающим лицом старая женщина, тупая деспотическая сила, которая важно движется, не видя кругом себя ничего, и способная раздавить не глядя. Редкий пример поистине разоблачительного парадного портрета.
Растрелли-младший был архитектором. Его можно без натяжки считать русским художником: он работал исключительно в России. Ом начинал при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование дочери Петра — Елизаветы, т. е. в 40—-50-х гг. Растрелли — это пленительно русское барокко, оригинальный стиль: Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец, дом Строганова на берегу Невы, дом Смольного монастыря — вот лучшие образцы великого зодчего. Без этих построек мы не мыслим Петербурга. Они праздничны и строги, пластичны и ясны. Растрелли в полной мере осуществил скульптурный принцип обработки стены: словно в медлительном торжественном танце колонны, полуколонны и пилястры расходятся, сближаются, сгущаются в букеты колонн, линии карнизов вычерчивают сложный рисунок, декоративная пластика, маски, украшения органично включены в движение архитектурных массивов. В соборе Смольного Растрелли артистически переводит на язык барокко традиционный русский тип пятиглавой церкви. У Растрелли было много последователей. Кроме петербургского барокко, появилось и московское.В Москве работал талантливый архитектор Ухтомский. Старые москвичи еще помнят его внушительную триумфальную арку — Красные ворота, теперь, к сожалению, снесенную.
Линия русского портрета по праву принадлежит Антропову. Пишет парадный портрет Петра III наподобие пышных портретов барокко, не поскупился на изображение драгоценностей и горностаевой мантии — а получился у него портрет недоумка с рыбьим туловищем на тонких ножках. Хотел написать величественную статс-даму Измайлову, но не мог скрыть, что одряхлела, обрюзгла, смешно нарумянена.
А как трагична судьба Баженова, архитектора с огромным дарованием, одного из великих русских самородков. В России его осыпала милостями Екатерина II, но они были больше похожи на причуды капризной барыни. Баженову почти ничего не удалось построить, только «Пашков дом» в Москве, где ныне помещается Государственная библиотека. Его грандиозного размаха замыслы остались только на бумаге и в моделях. Самым грандиозным был план перестройки Кремля. Современники говорили, что это будет «осьмое чудо» света. Состоялась закладка, приступили к работам, но внезапно их отменили.
Интерьеры середины XVIII в. - период зрелого барокко — тоже характерны великолепными отделками Растрелли. Развиваемый им блестящий стиль нашел яркое выражение в парадных, крупных залах пригородных дворцов. Роскошь парадных интерьеров дополнялась мебелью, стилистически напоминавшей французскую. Мебель сложна в своих линиях, в абрисе спинок, сидений, ножек. В дворцовом и дворянском интерьере зеркала были частью стены, осветительные приборы отличались подчеркнутой пышностью форм. Убранством люстр служили хрустальные подвески в виде листьев.
Широкое развитие приобретало садово-парковое искусство.
Примерно в середине 1760-х гг. в русской архитектуре ощутимо дает знать о себе стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.
- Лекции по истории искусств
- Мифы и искусство древней греции
- Музы. Аполлон, дионис
- Поэзия, театр
- Архитектура, скульптура
- Шедевры античного искусства Древняя Греция:
- Древний Рим:
- 1. Художественная культура как понятие
- 2. Синтез и взаимодействие искусств
- 3. Основные стили и направления в мировой художественной культуре
- 4. Гуманизм искусства эпохи возрождения
- 11. Художественное развитие россии в XVII в.
- 12. Новые формы и жанры искусства конца XX в.
- 16.Русское реалистическое искусство, его основные художественные особенности и мировое значение
- 18. Характерные черты художественной культуры
- 20. Идеалы просвещения и их отражение в искусстве
- 22. Искусство танца
- 23. Творчество шекспира
- 24. Боги и герои античности
- Боги греческой и римской мифологии в сравнении: