3. Основные стили и направления в мировой художественной культуре
Сравнивая между собой произведения различных видов искусства — архитектуры, живописи, скульптуры, графики, художественной керамики и тканей, металла и стекла, оформления интерьера и ювелирного искусства, мы всегда можем обнаружить присущие им общие черты, историко-художественную закономерность, единство принципов художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими, чередования форм, типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита, технологии обработки материала взаимосвязаны и не случайны. Не только мнения отдельных людей, но и вкусы целых эпох существенно различаются между собой: то идеальной кажется строгость греческой Классики, то живописность Барокко, то архаика Египта, то жеманная эстетика Рококо. Создание, восприятие и оценка произведений искусства связаны понятием стиля.
По мнению Гете, стиль — это «познание сущности вещей». Вельфлин (нем. искусствовед рубежа XIX—XX вв.) назвал стиль «(Средоточием истории искусств». Действительно, стиль — фундаментальная категория искусства. Она настолько универсальна, что, всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Каждый стиль закономерно возникает для того, чтобы разрешить свои исторические задачи" на пути самопознания человечества. 'Подлинно художественный стиль обладает непреходящей ценностью, он не устаревает. Этим объясняется постоянная потребность возвращения к стилям прошлого. Преобразуясь и возрождаясь, они участвуют в художественном развитии мировой культуры.
Каждая историческая эпоха обладает своими стилистическими признаками. В искусстве первобытного человека древнего каменного века отмечают «натуральный стиль» первобытных охотников, который будет возрождаться в последующие эпохи в так называемом «зверином стиле». С изменениемo6pаза жизни в период неолита (новокаменного века), выходом из пещер, развитием земледелия значение охоты отступает на второй план и «натуральный» изобразительный стиль наскальной живописи исчезает, уступая место геометрическому стилю орнаментации орудий и утвари.
Проявления «звериного стиля» в художественных культурах Средневековья (романтика, готика, орнамент византийских тканей, мотивы владимиро-суздальской иконы, белокаменной резьбы и т.д.) рассматривают как результат единых закономерностей взаимодействия фольклорных традиций «варварских» языческих культур с христианством. Геометрический стиль также развивается на протяжении многих эпох, впервые проявившись в сооружениях типа кромлеха (каменный круг) как выражение солнечной идеи круга. Все древнейшие виды орнамента относятся к геометрическому стилю. Он входит составной частью во многие позднейшие стили, вплоть до модернистской живописи кубистов, постимпрессионистов и абстракционистов.
Искусство древних рабовладельческих цивилизаций — это стиль геометрических архитектурных форм, канонизация простейших геометрических приемов изображения на плоскости. Стиль канонического искусства Древнего Египта мало менялся на протяжении веков, он исполнен глубокого философского, жизнеутверждающего смысла, овладевает Вечностью. «Египет держал глаза открытыми перед лицом смерти» (Ж. Кокто). Самым подходящим материалом для воплощении художественного образа Вечности был камень, причем наиболее твердые породы: гранит, базальт, диабаз.
Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности, В целом «египетский стиль» отличается каноничностью, архитектоничностью, монументальностью, декоративностью, теснейшей связью с религиозным культам. Проявление «египетского стиля» очевидно в художественной культуре Римской империи, позднее — в искусстве французского Ампира после египетского похода Наполеона (1798— 1799). Затем «египетский стиль» был заимствован «русским ампиром». В начале XIX в. Романтизм как общеевропейское художественное движение породил эстетику Историзма, и «египетский стиль» продолжал существовать в русле различных течений. «Египетские мотивы» включены в классическую архитектуру Петербурга (перед Академией художеств архитектором К. Топом в 1831 г. были установлены подлинные сфинксы из Фив и т, д.); позднее «египетские мотивы» вошли в моду и в искусстве Модерна.
Античную, греко-римскую, культуру мы называем классической (первоклассной, образцовой), отсюда стиль Классицизма, ориентирующийся на античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности как нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ XX в. А. Лосев.
«Человек — мера всех вещей». Эта мысль древнегреческого философа Протагора стала девизом античной, а затем и европейской культуры. Древний эллин чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность окружающего пространства приводили его к идее соразмерности сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже эллинские боги были совсем как люди, со страстями и слабостями.
Главной особенностью античного художественного стиля является антропоморфизм (соразмерность человеку) и мерность. Греческий храм как жилище бога невелик по размеру, колонна уподоблялась фигуре человека (пропорции колонны, атланты и кариатиды), все формы (искусства логичны, конструктивны, размеренны. Все виды искусства развивались в счастливом равновесии. Стилевое развитие античного греческого искусства происходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к свободной классике Века Перикла (V в. до н. э.), мягкому ионическому стилю и пышному коринфскому. Главной характеристикой античного стиля является «телесность», «осязательность» формы. После классических произведений Поликлета и Фидия, достигших предела совершенства статичной и замкнутой в себе формы, этот идеал был разрушен, возникнув ненадолго в период Высокого Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и других мастеров флорентийской и римской школ XV—XVI вв.
Идеализация, симметрия, статичность античного искусства были позднее канонизированы академизмом, превратившим искусство греческой классики в эталон прекрасного для последующих поколений. Античный рационализм художественного мышления стал основой различных проявлений Классицизма в европейском искусстве.
Средневековое искусство — это грандиозное многостилевое явление, которое развивалось в сфере единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. К общецелевым чертам средневековой художественной культуры католицизма относится символизм, аскетизм и крайняя экспрессия образов. Собственными стилевыми особенностями обладает раннехристианское искусство Западной Европы, классицизм «Каролингского Возрождения», романский стиль, сменившая его готика, достигшая художественных пределов в стиле «пламенеющей готики»
Древнерусское искусство — исторический тип искусства со своей сложной и развивающейся стилевой системой, которая складывалась во взаимодействии византийских и множества национальных языческих и фольклорных традиций, а также европейских влияний.
С момента формирования в Европе национальных культур они периодически переживают переходные эпохи интенсивных общественных изменений. Тогда в поисках новых форм художники обращаются к классическому наследию, возрождая его на новом историческом витке. Итальянское Возрождение обращается к античным формам, но вкладывает в них новое содержание. Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) определил суть художественного метода и стилистических поисков: природа — это «образец», а древние — «школа». Отталкиваясь от «готического» средневековья, идеи Возрождения на самом деле буквально «вырастают» из него, особенно если вспомнить три принципа красоты Фомы Аквинского: целостность, соответствие и ясность, или чистота. Божественное начало понимается теперь более сложно; человек, созданный «по образу и подобию божьему», оказывается в центре мироздания и становится главной темой искусства. Все искусство Итальянского Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и мудрости в устройстве мира. В изобразительном искусстве соединились христианская идеология и чувственность, «телесность» в образах Мадонны или св. Себастьяна. Эпоха Возрождения была идеализирующим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Период Высокого Возрождения в искусстве в начале XVI столетия в реальной жизни буквально потонул в море крови во время «охоты на ведьм». Однако художественное движение, именуемое Возрождением, проявляется повсеместно. По мнению историка Н. Конрада, все страны пережили свое Возрождение. Период подъема культуры, начавшийся в VIII в. на берегах Тихого океана, в Китае, в течение тысячелетия прокатился через весь Евразийский континент, с Востока на Запад, и завершился в XVII в. в Англии. На орбиту этого процесса попадает и «русский Ренессанс» XV в. — время A. Рублева и Епифания Премудрого. Возрождение культуры Польши, Чехии, Хорватии, византийский Ренессанс времени династии Палеологов, Северное Возрождение и культура Реформации (Германия). Возрождение движется вместе с солнцем с Востока на Запад; всем этим периодическим всплескам культурной активности свойственны общие черты: радикальные сдвиги сознания, смена одной системы мироощущения и мировоззрения другой происходили в предельно сжатые сроки. Стремительное художественное развитие повлекло за собой рождение новых художественных направлений, течений, стилей, школ. Вспыхнув на короткий миг, Возрождение породило в изобразительном искусстве такие противоречивые и сложные явления, как Маньеризм и Барокко.
В итальянском маньеризме движения фигур не мотивируются смыслом, а начинают подчиняться декоративному ритму композиции, становятся преувеличенными, манерными; пространство картины кажется загроможденным телами, а композиция становится неясной, плохо читаемой.
Барочный стиль XVII—XVIII вв. замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились Классицизм и Романтизм, существовавшие до этого как две тенденции художественного мышления. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук окончательно расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре которого находился сам человек.
Барокко часто называют стилем католицизма с его мистицизмом и экзальтацией, а также искусством иллюзии (кажимости). Барочные черты проявились уже в творчестве Микеланджело, родившись из глубочайшей неудовлетворенности искусством. Баpoккo возвратило архитектуру к мистическим идеалам Готики: динамике, иррациональности, дематериализации форм — стилистический круг замкнулся. В архитектуре, как и в музыке, где главная тема обрастала полифоническими вариациями, также создавался сложный, динамичный, многоэлементный образ. Росписи плафонов, иллюзорные и перспективные, выражали эстетический идеал Барокко — экстатическое переживание бесконечности пространства, движение света и цвета. Величие в пышном декоре, роскошь и импозантность в изображении мифологических аллегорий заполняют произведения барочной живописи.
Исторически так сложилось, что словом классицизм стали называть широкий круг разнообразных явлений. Как метод мышления Классицизм нормативен, рационален и систематичен. Не случайно только в Классицизме существует система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм как стиль есть осознание родства с античной классикой. На этом родстве выросло, по существу, все европейское искусство, хотя программно это было сформулировано в эпоху Итальянского Возрождения. Классицизм дает чувство равновесия и стабильности в быстро меняющемся мире. Однако как идеальное состояние Классицизм недолговечен. Этот стиль интеллектуален, ярко воплощает историзм художественного мышления и преобладание рационального, конструктивного начала. В реальной художественной практике Классицизм проявляет себя в стилевых разновидностях. Например, в России Классицизм господствовал в искусстве второй половины XVIII в. (екатерининский классицизм), в начале XIX в. (александровский классицизм, русский классицизм, русский петербургский ампир; московский классицизм; «московский ампир»), на рубеже XIX и XX вв. (русский неоклассицизм периода Модерна).
Классицизм оказался наиболее подходящим для выражения гражданских идеалов «свободы, равенства, братства» эпохи Просвещения и французской революции. Он получил название «революционного классицизма»; в то время говорили, что греки были зеркалом, в котором отражались революционные идеалы красоты, свободы и естественности. В XIX в. Классицизм, с одной стороны, переродился в «стиль империи», с другой, смыкался с салонным академизмом. Третье, наиболее живое течение, стало основой романтического движения. Ф. Шлегель говорил, что «каждый находит в древних то, что он сам ищет». Аналогичной греческому, классической была роль персидского искусства в культуре мусульманской Турции, китайского — в Японии, индийского — во всей Юго-Восточной Азии. Художественный стиль Классицизма представляет собой выражение идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности.
XVIII в. для искусства явился счастливой, продуктивной, но и крайне противоречивой эпохой. Во главе художественных движений стояла Франция, начиная с Большого стиля Людовика XIV (1643—1715). Однако по сравнению с итальянским Классицизмом XVI в. и Барокко XVII в. искусство XVIII в. во многом утратило масштабность. Господство в первой половине столетия Рококо (камерного аристократического стиля) привело к распаду видового синтеза искусств: живопись и скульптура окончательно оторвались от архитектуры, измельчав, начали превращаться в декоративные безделушки. Проблемы архитектурного ансамбля потеряли свое значение. А с середины XVIII в. начинает оформляться идеология Просвещения, призывавшая к естественной простоте и возврату к «природе». Эстетика Просветителей вскоре выродилась в сентиментализм, а неоклассические тенденции — в академизм. Однако оба эти течения раскрыли новое в человеческой душе, открывая дорогу мощному романтическому движению по всей Европе.
Романтическое ощущение может проявляться в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и является основой художественного сознания. Но в различные эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в действительности принимает различные формы. Романтизм и Классицизм как два основных направления в развитии художественного сознания все время «шли рядом», и только во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться. Романтизм в искусстве включает в себя различные художественные стили: готику, барокко как выражение романтического христианского сознания, романтизм как идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской природы, отчасти неоклассицизм, ведь воспоминание классики тоже романтично, неоготику — воспоминание средневековой романтики и все неостили, а также художественные течения периода Модерна.
В более узком, конкретно-историческом смысле, Романтизмом называют художественное направление конца XVIII — начала XIX вв., сторонники которого программно противопоставили свое творчество Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Великая французская революция и ее последствия «надломили» человека, под влиянием этого возникла эстетика «разочарованного героя», индивидуализма и тяга к уединению. Главным принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного мышления. «Новое, современное искусство стали противопоставлять Классицизму, ориентированному на языческую древность, и называть христианским, т. е. ориентированным на «внутреннего человека». Пафосом обращения к «человеческой душе» проникнуто программное Произведение романтической эстетики «Гений христианства» Р. Шатобриана. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм Классицизма и академизма. Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса рационалистического мышления. Романтики «бегут» от действительности в различные миры истории и культуры, не стремясь к объективному их воссозданию; «романтичный гений... все приводит к себе самому», ценит лишь субъективное, экзальтированное переживание Красоты.
По-разному развивался Романтизм в европейских странах. Во Франции он вырос из сентиментализма, противопоставив расслабленной мечтательности глубину и силу познания самых сокровенных тайн человеческой души, опоэтизировал и возвеличил этику искусства, определив художественное творчество как «идеалистическое изображение природы и нас самих в целях физического и морального совершенствования человеческого рода» (П. Прюдон). Французский Романтизм окреп в борьбе с академизмом, эти направления противостояли в лице их вождей: Энтра и Делакруа. Одно из ярких проявлений литературного романтизма — «Собор Парижской богоматери» Б. Гюго.
В России, как и в Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняют друг друга (например, в творчестве К- Брюллова). В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного использования наследия не только античной культуры, но и всех предшествовавших эпох. Поздний Романтизм отчаянно сопротивляется проникновению в сферу искусства промышленной технологии, прагматического буржуазного мышления. Не случайно наиболее сильным романтическое движение было в Англии, стране, раньше и острее других столкнувшейся с негативными последствиями промышленной революции.
Направления «направляют», а течения «текут», т. е. образуют реальную художественную практику. Среди течений второй половины XIX в. особое место занимает французский импрессионизм (в переводе с французского — впечатление). История его как художественного течения исчисляется почти десятилетием {1874—1876), за которое было проведено восемь выставок независимых от официального Салона, после чего каждый из художников пошел своим путем. Однако, стараясь максимально точно выразить свои впечатления от вещей, освободившись от традиционных правил, импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов (цвето-световых оттенков) на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей световоздушной среде. Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками зрения»; они умели самое обыденное сделать прекрасным объектом искусства, обновив на пленэре (вольное воздухе) колорит своей живописи, почти не смешивая краски на палитре.
Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презираемых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, заменив ее красочными образами внешних впечатлений от предметов, освобожденных от всех смысловых связей. Именно с импрессионизма начался глубокий разлад изобразительного искусства, приведший впоследствии к полному отрицанию художественных традиций, к нигилизму модернистов. В наиболее последовательном выражении импрессионистический метод заводит живописца в тупик, что и проявилось у эпигонов (продолжателей): неоимпрессионистов, дивизионистов, пуристов, орфистов и абстрактивистов.
Более широко импрессионизм понимается как одна из характерных черт разрушения целостности мировоззрения, как эстетическая тенденция, которая как возможность скрыта во всяком расцвете искусства.
Уже более ста лет идут опоры о границах понимания слова «реализм», когда в середине XIX в. французский литературный критик Ж. Жанфлери выдвинул этот термин обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Реализм отождествлялся с натурализмом и «натуральной школой» французского и русского искусства 1860—1880 гг. в литературе, живописи и графике.
К русской «натуральной школе» относится и движение передвижников, которое не создало нового стиля, будучи национально-идеологическим и критически-просветительским. Каждая новая картина И. Крамского, А. Корзухина, К. Лемоха, Г. Мясоедова, В. Перова, И. Репина, А. Саврасова, В. Якоби, Н. Ярошенко становилась событием общественной жизни, но, как стало ясно позднее, иллюстративность «погубила их живопись». Репин вспоминал: «У нас художник не смеет быть самим собою... его толкают на деятельность публициста; его признают только иллюстратором либеральных идей».
В конце XIX в. в Петербурге заявило о себе журналом «Мир искусства» и выставками объединение очень разных художников против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, К. Сомов и др. Каждый из этих художников «сам по себе стиль», но одновременно, так или иначе, соотнесен со стилями своей эпохи, со стилями национальной и мировой художественной культуры. Их объединяла сама идея культурности, отрицание «прозы жизни», стремление к отказу от «литературщины» и назидательности, желание «уйти от отсталости российской художественной жизни... и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ...» (А. Бенуа).
История «Мира искусства» и московского «Союза русских художников» показала, что в России конца XIV — начала XX вв. существовало два параллельных течения с задачей обновления художественной культуры, две традиции — петербургская и московская с различным пониманием национального содержания искусства и использования европейского опыта.
Искусство Модерна завершило в начале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства, его называют «последним большим художественным стилем» Позднее отказ от идей Модерна (например, его стремление к художественному синтезу достижений предшествующих эпох) стал отказов вообще от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстрактивизму. В этих течениях исчезло человеческое, художественно- образное содержание искусства и прервалась художественная «связь времен».
Модернизм (в переводе с латинского—новый, современный) — общее название художественных тенденций, течений, школ, деятельности отдельных мастеров XX в., порывающих с традициями искусства и считающих формальный эксперимент основой своего творческого метода. В этом смысле модернизм — то же что авангардизм, формализм и противопоставляется академизму. К модернизму в изобразительном искусстве относятся все течения постимпрессионизма: фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстрактное искусство, его геометрическое направление (супрематизм) и абстрактный экспрессионизм, или ташизм, символизм, а также множество более мелких течении постмодернизма.
Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и «шестидесятников» XIX в., был усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства. Проходившая в 1992—1993 гг. в США, Западной Европе и Москве выставка русского авангарда 1915—1933 гг. была названа «Великая утопия» Как сказано в предисловии к каталогу выставки, «утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности», поэтому и оценивать однозначно такое сложное явление невозможно. Русский философ И. Ильин определил авангардизм «как дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности». Авангардисты, добровольно отказавшись от культуры, историзма мышления, а значит и от духовности вообще, без Бога и Веры остались один на один с пустотой. Вот что символизируют «Черный квадрат» К. Малевича. Подобное одиночество в пустоте могли выдержать только гении а авангардисты отнюдь не были таковыми, враждуя друг с другом и со всеми.
Кроме разрушительной агрессивности авангардизму присуща и коммерческая сторона. Сознательное пренебрежение школой и сложностью изобразительной формы есть наиболее легкий путь, привлекающий тех, кому правится с большой выгодой для себя дурачить простаков, недостаточно культурную публику, малообразованных критиков и невежественных меценатов. Ведь для то го, чтобы осознать внутреннюю пустоту авангардизма, нужен немалый «зрительный опыт». Чем элементарнее искусство, тем мно- гозначительнее оно кажется неопытному зрителю. Художествен ное бессмыслие авангардного искусства является причиной и то го, что за свою достаточно долгую историю оно так и не смогло обрести статус целостного художественного направления, течения или стиля, объединяя самые разные течения искусства XX в.
В развитии искусства авангардистские устремления постоянно сталкиваются с противоположными тенденциями возврат к традиции, причем в результате оказывается, что авангард по на званию не всегда является таковым по существу (различные неостили и ретростили).
С тридцатых по восьмидесятые годы в нашей стране господствовало идеологическое направление — социалистический реализм, который должен был вобрать в себя все лучшее, выработанное историей искусства: классические традиции античности, эпохи Возрождения, французского Просвещения и «критического реализма» XIX в. На практике главные принципы метода «партийности, идейности и народности» приводили к сужению творческого диапазона художников. Главными признаками социалистического реализма стали примитивность мысли, шаблонность образов, стандартность композиционных решений, натуралистич- ность формы. Соцреализм выродился в соцакадемизм. Чудовищный парадокс соцреализма состоял в том, что художник переставал быть автором своего произведения, выступал не от своего имени, а от имени большинства, коллектива «единомышленни- ков». Соцреализм в живописи сравнивают иногда с передвижничеством. Внешние приемы натуралистической живописи в картинах передвижников и соцреалистов действительно схожи. Но по содержанию передвижничество было протестом как против академических канонов, так и против общественной морали. Оно находилось в стороне от салонов и императорских заказов и поддерживалось частным меценатством (П. М. Третьяков и его га лерея). Соцреализм был целиком на службе бюрократического госаппарата. Параллельно в 60—70 е гг. возникло течение соцарта, созданное «подпольными художниками» андеграунда. «Игра с идеологией», пародия и гротеск, а по стилю близкий дадаизму и сюрреализму китч, т. е. приспособление к расхожим стереотипам массового потребителя.
Среди бушующего моря современной массовом культуры с ее крикливой индустрией низкохудожественных развлечений еще сохраняются островки подлинной высокой культуры, общение с которой требует усилий ума и сердца, приводит нас к великим исканиям смысла, цели и полноты человеческой жизни, к тем художественным ценностям, которыми обладает Искусство прошлого и настоящего.
Настоящее искусство соответствует не характеру цивилизации и условиям жизни, а лишь духу эпохи, ее идеалам, обычно либо обогащающим, либо отстающим от этих условий.
- Лекции по истории искусств
- Мифы и искусство древней греции
- Музы. Аполлон, дионис
- Поэзия, театр
- Архитектура, скульптура
- Шедевры античного искусства Древняя Греция:
- Древний Рим:
- 1. Художественная культура как понятие
- 2. Синтез и взаимодействие искусств
- 3. Основные стили и направления в мировой художественной культуре
- 4. Гуманизм искусства эпохи возрождения
- 11. Художественное развитие россии в XVII в.
- 12. Новые формы и жанры искусства конца XX в.
- 16.Русское реалистическое искусство, его основные художественные особенности и мировое значение
- 18. Характерные черты художественной культуры
- 20. Идеалы просвещения и их отражение в искусстве
- 22. Искусство танца
- 23. Творчество шекспира
- 24. Боги и герои античности
- Боги греческой и римской мифологии в сравнении: