16.Творчество с. Дали.
Сальвадор Дали (1904-1989) – испанский художник сюрреалист. Родился в городе Фигейросе. Учился в Мадридской академии художеств. В становлении художника огромную роль сыграло знакомство с творчеством итальянского живописца Джорджо Де Кирико и изучение трудов Зигмунда Фрейда. В 1929 году Дали приехал в Париж. Там он сблизился с художниками-сюрреалистами. И вскоре на одной из выставок появились его сюрреалистические композиции: «Аккомодация желаний», «Озаренные наслаждения» и «Мрачная игра». В этих произведениях, по мнению художников этого направления, была сконцентрирована вся эстетическая программа сюрреализма.
В начале 1930-х годов сформировался характерный для Дали «параноико-критический метод». Художник видел свою задачу в достоверном воплощении на полотне необыкновенных снов и фантазий, порожденных паранойей. Этот метод демонстрирует его полотна «Мрачная игра», «Великий мастурбатор». На последнем закрытые фигуры в центре как бы переносит зрителя в мир образов, фантазий, страхов ребенка быть съеденным гигантским кузнечиком. Этак картина затрагивает проблемы секса. Своими композициями Дали утверждает превосходство сновидений и бессознательного над разумом и познанием. Художник считал, что можно соединить несоединимое – правду и вымысел. Он создавал обобщенные образы, сложные строго продуманные композиции хаоса болезненных видений. Произведения Дали очень выразительны и красивы по цвету. Художник часто использовал символику: вода и камень олицетворяли женское и мужское начала, яйцо – образ Вселенной, начало мира, птицы – образы загробного бытия, Мировое дерево – основа мироздания.
Его композиция «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» показала огромный трагический дар художника. На фоне огромного неба изображена жуткая конструкция из частей человеческого тела, вокруг валяются обрывки кожных покровов, внутренности. Эта конструкция держится на небольшом шкафу-ящике, который выступает как иллюзия устойчивости бытия. Это полотно обладало огромным антивоенным воздействием. В период Второй мировой войны художник жил в Америке. В 1948 году Дали возвращается на родину. В этот период он увлекся католицизмом и создал ряд композиций на религиозно-мистическую тему. Наиболее известна его «Тайная вечеря». В центре полотна Христос, он сидит за столом со своими последователями. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что Христос погружен по пояс в воду, что означало, что он крестился водой. Над головой Христа высится мужской торс, символизирующий вознесение к Богу Отцу. Таким образом, картина выражает идею Святой Троицы.
Сальвадор Дали успешно работал в области скульптуры, кинематографии, театра, прикладного искусства, графики, литературы.
- 1.Предпосылки формирования модернизма в культуре начала20 века.
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 3.Фовизм.Особенности образно-пластического языка. Творчество основных представителей.
- 4.Творчество а. Матисса.
- 5.Кубизм.Особенности образно-пластического языка. Основные представители.
- 6.Творчествоп. Пикассо.
- 7.Абстрактное искусство. Образно-пластический язык.Основные представители.
- 8.Творчествов. Кандинского.
- 9.Творчество п. Мондриана.
- 10.Творчество к. Малевича.
- 11.Экспрессионизм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 12.Футуризм.Образно-пластический язык. Основные представители.
- 13.Дадаизм. Эстетика и пластический язык течения.Основные представители.
- 14.Творчество м. Дюшана.
- 15.Сюрреализм. Эстетика и пластический язык.Основные представители.
- 16.Творчество с. Дали.
- 17.Художественный метод модернизма и социально-политические течения первой половины 20 в. Взаимосвязь.
- 18.Русский авангард (кубофутуризм). Философия жизнестроительства.
- 19.Художественная деятельность группы «союз молодежи».
- 20.Творчество п. Филонова.
- 21.Творчества к. Петрова-водкина.
- 22.Творческие объединения в советском изобразительном искусстве 20-30-х гг.
- 23.Соцреализм. Идеология и пластический язык метода. Основные представители.
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- 25.Советский пейзаж первой половины 20 в.
- 26.Советская жанровая картина (бытовой жанр)первой половины 20 в.