logo search
зачет культурология

16. Культура как знаковая система.

В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной связи, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык.

Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстов исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания.

Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации – смысла за каким-то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).

Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно-символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.

Классическая классификация знаков:

а) знаки-копии (иконические знаки) Копируют означаемое, форма и содержание сходны качественно или структурно: отпечаток пальца, ксерокс, фотография, план сражения, план застройки;

б) знакив-индексы (знаки-признаки) Фиксируют причинно-следственную зависимость, их форма и содержание смежны в пространстве или во времени: например, народные приметы; следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь

в) знаки-символы – это для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.

В соответствии со способом восприятия означающего знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками.

К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, денежная система, язык жестов и т.д.