16. Культура как знаковая система.
В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной связи, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык.
Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстов исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).
Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры.
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.
Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания.
Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации – смысла за каким-то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).
Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно-символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.
Классическая классификация знаков:
а) знаки-копии (иконические знаки) Копируют означаемое, форма и содержание сходны качественно или структурно: отпечаток пальца, ксерокс, фотография, план сражения, план застройки;
б) знакив-индексы (знаки-признаки) Фиксируют причинно-следственную зависимость, их форма и содержание смежны в пространстве или во времени: например, народные приметы; следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь
в) знаки-символы – это для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.
В соответствии со способом восприятия означающего знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками.
К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, денежная система, язык жестов и т.д.
- Предмет культурологии. Культурология в системе научного знания.
- 2. Теории локальных культур (Данилевский, Тоэнби, Шпенглер)
- 3. Социокультурные системы п. Сорокина.
- 4. Психологические направления в культурологи (Юнг)
- 5.Структурализм в культурологи (Леви-Строс, Фуко)
- 6.Концепция «осевого времени» (Ясперс)
- 7.Понятие и сущность культуры.
- 8.Элементы и типология культуры.
- 9.Культура и цивилизация.
- 10. Материальная культура и её виды.
- 11. Духовная культура и ее сущность
- 12. Религия и культура.
- 13. Эстетическая культура, её сущность.
- 14. Проблемы развития культуры. Культурная модернизация.
- 15. Функции культуры.
- 16. Культура как знаковая система.
- 17. Символ в культуре.
- 18. Культурные ценности и нормы.
- 19. Понятие и сущность мифа.
- 20. Массовая и элитарная культура.
- 21. Первобытная культура.
- 22. Общая характеристика Восточного типа культуры.
- 23. Культура Древнего Египта и Месопотамии. Культура Месопотамии.
- 24. Культура Индии.
- 25. Культура Китая.
- 26. Культура Древней Греции (архаические и классические периоды)
- 27. Эллинистическая культура и культура Древнего Рима. 4-1 вв. До н. Э.
- 28.Европейская культура эпохи Средневековья.
- 29. Европейская культура эпохи Возрождения.
- 30. Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.
- 31. Культура эпохи Просвещения (18 век).
- 32. Романтизм начала 19 века.
- 33. Европейская культура 19 века.
- 34. Европейская культура хх века.
- 35. Модернизм и постмодернизм.
- 36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (н.А. Бердяев, н.О. Лосский, и.А. Ильин, г.П. Федотов)
- 37. Российская интеллигенция и ее роль в жизни общества.
- 38. Культура Киевской Руси.
- 39. Культура Московской Руси
- 40. Русская культура XVIII века.
- 41. «Золотой век» в развитии русской культуры.
- 42. «Серебряный век» русской культуры.
- 43. Российская культура 1917-1991 гг.: приобретения и потери.
- 44. Постсоветский этап в развитии русской культуры