18. Рококо в искусстве Франции 18 века.
РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины) - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины 18 века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах. Впервые проявился во Франции, когда происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской. Отличался грациозностью, легкостью, кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно логическим результатом его развития и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость, имеет в основном орнаментальную направленность. В манере выдающихся мастеров рококо заметны виртуозная легкость и тонкость исполнения, точно найденная мера между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа.
В архитектуре рококо повлияло главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В целом для рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, воздушная легкость, асимметрия, изысканность и причудливость форм. Пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания. Скульптурная деталь делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Планы зданий большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, окрашивается в светлые, воздушные тона и украшается живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолетности. Сюжеты только любовные, любимые героини—нимфы, Дианы, Венеры.
Предвестием рококо в искусстве был художник Жан Антуан Ватто (1684—1721), создавший свой, неповторимый образ. Колорит Ватто построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Как в цвете даны все оттенки тонов, так и в изображении Ватто даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Но все это игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII в., и для Ватто особенно. Пейзаж в картинах Ватто—также выдуманный театральный пейзаж.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, Галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж — все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью.
Жан Оноре Фрагонар. Главными достоинствами его живописи были свет и воздух. Чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно чувственные сцены («Счастливые возможности качелей»; «Поцелуй украдкой»). «Поцелуй украдкой» демонстрирует реалистическое мастерство Фрагонара, точную и тщательную характеристику вещей. Художник пишет очень широко, свободно, неисчерпаемое богатство фантазии, необычайно смелый мазок, легкость письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции,— все это делает Фрагонара одним из блестящих художников эпохи.
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
- Виды искусства.
- Периодизация и общая
- Периодизация и общая характеристика древнегреческого искусства.
- Искусство античного Рима
- 5.Готический стиль в западно-европейском искусстве
- Стиль барокко в Италии
- Творчество Бернини
- Характеристика романского стиля
- Представители Северного возрождения
- Французский классицизм 17 века,-архитектура и живопись.
- Романтизм как направление в современном ис-ве
- 13 . Импрессионизм – эстетика и история возникновения.
- 14 . Художественные стили европейской культуры XX в.
- 15 . Архитектура XX века (основные проблемы)
- 17. Голландское искусство.
- 18. Рококо в искусстве Франции 18 века.
- 19. Леонардо да Винчи как представитель Высокого Возрождения в Италии.
- 20, Творчество Микеланджело
- 21.Архитектура Византии.
- 22. Живопись Византии.
- 23. Постмодернизм в проектной культуре 20 века
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 25. Искусство Междуречья
- 26.Архитектура классической Греции и ордерная система
- 27.Вермеер и Рембрант
- 28.Скульптура Римской империи
- 29. Тенденции современной архитектуры
- 30. Модернизм в зарубежной архитектуре.