13 . Импрессионизм – эстетика и история возникновения.
Импрессионизм ("впечатление")— течение европейского искусства, главным образом французской живописи последней трети XIX в. –реакция на застой господствовавшего в те годы академизма.Название «импрессионисты» закрепилось за группой молодых художников после их первой совместной выставки в Париже (1874; Моне, Ренуар, Писарро, Дега, Сислей и др.), которая вызвала яростное возмущение публики и критиков. Одна из представленных картин К. Моне называлась «Впечатление. Восход солнца», и рецензент в насмешку назвал художников «импрессионистами» – «впечатленцами». Живописцы выступили под этим названием на третьей совместной выставке (1877). Тогда же они начали выпускать журнал «Импрессионист», каждый номер которого был посвящён творчеству одного из участников группы.
Как таковой импрессионизм начал зарождаться в недрах романтизма (смелая композиция и колористические находки Тернера и Делакруа). На развитие И. повлияли научные открытия. Изобретение фотографических аппаратов освободило живописцев от необходимости просто запечатлевать людей, места и события. Художники получили рабочую теорию смешения красок по цветовому кругу. С появлением рэндовских тюбиков они смогли взять с собой на пленэр все многообразие цветов и оттенков. Это подтолкнуло их выйти из своих мастерских на природу.Импрессионисты стремились запечатлеть окружающий мир в его постоянной изменчивости, текучести, выразить свои впечатления. Они твёрдо придерживались метода работы с натуры, который был возведён ими в главный принцип творчества. Импрессионисты достигли небывалой звучности колорита, невиданного богатства оттенков. Мазок стал самостоятельным средством выразительности, наполняя поверхность картины живой мерцающей вибрацией цветовых частиц. В прежней живописи преобладали чёрные, серые, коричневые оттенки; в полотнах импрессионистов краски ярко засияли. Импрессионисты не применяли светотень для передачи объёмов, тени в их картинах также стали цветными.
Импрессионисты разработали новые принципы построения композиции. Раньше пространство картины уподоблялось сценической площадке, теперь запечатлённые сцены напоминали моментальный снимок, фотокадр. Реалистические черты в импрессионизме связаны прежде всего с сюжетами (которые расширяются), изображением повседневной реальности. (Дега - прачки, балерины; Писарро - улицы, бульвары; К. Моне- цветы; Ренуар- жизнь работников, моряков.)
Любимым импрессионистическим жанром был пейзаж; портрет также представлял собой своего рода «пейзаж лица» (О. Ренуар. «Портрет актрисы Ж. Самари», 1877). расширился круг сюжетов живописи, обратившись к темам, раньше считавшимся недостойными внимания: народным гуляниям, скачкам, пикникам богемы, закулисной жизни театров и т. д. Однако в их картинах нет развёрнутого сюжета, Импрессионисты писали не события, а настроения, оттенки чувств. Художники принципиально отвергали исторические и литературные темы, избегали изображать драматические, тёмные стороны жизни (войны, бедствия и т. п.). Они стремились освободить искусство от выполнения социальных, политических и нравственных задач.
Помимо живописи, импрессионизм воплотился в творчестве некоторых скульпторов (Э. Дега и О. Роден во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкой в России) в живой свободной моделировке текучих мягких форм, которая создаёт сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершённости произведения; в позах схвачен момент движения, развития.
Импрессионизм как целостный творческий метод был явлением преимущественно французского искусства, однако творчество импрессионистов оказало воздействие на всю европейскую живопись. Стремление к обновлению художественного языка, высветление красочной палитры, обнажение живописных приёмов отныне прочно вошли в арсенал художников. В других странах близки к импрессионизму были Дж. Уистлер (Англия и США), М. Либерман, Л. Коринт (Германия), Х. Соролья (Испания). Влияние импрессионизма испытали многие русские художники (В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и др.).
- Виды искусства.
- Периодизация и общая
- Периодизация и общая характеристика древнегреческого искусства.
- Искусство античного Рима
- 5.Готический стиль в западно-европейском искусстве
- Стиль барокко в Италии
- Творчество Бернини
- Характеристика романского стиля
- Представители Северного возрождения
- Французский классицизм 17 века,-архитектура и живопись.
- Романтизм как направление в современном ис-ве
- 13 . Импрессионизм – эстетика и история возникновения.
- 14 . Художественные стили европейской культуры XX в.
- 15 . Архитектура XX века (основные проблемы)
- 17. Голландское искусство.
- 18. Рококо в искусстве Франции 18 века.
- 19. Леонардо да Винчи как представитель Высокого Возрождения в Италии.
- 20, Творчество Микеланджело
- 21.Архитектура Византии.
- 22. Живопись Византии.
- 23. Постмодернизм в проектной культуре 20 века
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 25. Искусство Междуречья
- 26.Архитектура классической Греции и ордерная система
- 27.Вермеер и Рембрант
- 28.Скульптура Римской империи
- 29. Тенденции современной архитектуры
- 30. Модернизм в зарубежной архитектуре.