logo
ЗАРУБЕЖ ГОТОВО

19. Леонардо да Винчи как представитель Высокого Возрождения в Италии.

Леонардо да Винчи - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени.

Миланский период был одним из самых плодотворных в творчестве мастера. Именно с этого времени Лео­нардо становится ведущим художником Италии: в архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре — созда­нием конного монумента, в живописи — написанием большого алтарного образа.

В ранних произведениях развивал традиции кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний (голова ангела в «Крещении» Вероккио, «Благовещение», «Мадонна Бенуа»- с цветком). Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках и эскизах, добивался остроты в передаче мимики лица, а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») - первая монументальная алтарная композиция Высокого Ре­нессанса. Композиция картины конструктивна, логична, строго выверена. Пейзажный фон - определенная среда, в которой взаимодействуют изображенные лица. Созданию этой среды спо­собствует и то особое качество живописи Леонардо, которое полу­чило название «сфумато»: воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, образующая определенную свето-воздушную атмосферу.

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достиже­нием его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери». В основу композиции положен точный математический расчет. Замком композиции является фигура Христа, помещенная в центре - смысловой, пространственный, колористический центр картины, сообщающий единство всей композиции. Главная цель— через реакцию разных людей, характеров, темперамен­тов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости, корыстолюбии. Расположенная вдоль стены трапезной роспись подчинила себе весь интерьер.

В портрете «Моны Лизы» («Джоконда») воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния; важным элементом композиции стал обширный пейзаж, таящий в голубой дымке. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивиду­альности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса. Это обобщение, главная идея которого — чувство собственной значительности, вы­сокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто целым рядом определенных формальных моментов: и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским «сфумато».

Занимаясь архитектурой разрабатывал различные варианты идеального города и центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.

Важнейшим источником для изучения воззрений являются его записные книжки и рукописи. Искусство и наука у Леонардо неразрывно связаны. Первое место среди искусств отводил живописи, понимая ее как универсальный язык (подобно математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.

Как ученый и инженер обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике. Страсть к моделированию приводила к конструктивным догадкам, опережавшим эпоху (проекты землеройных машин, подв. лодки, летательных аппаратов). Собранные наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на краску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению научно обоснованных принципов воздушной перспективы. В детализированных анатомических рисунках заложил основы современных научных иллюстраций.