Романтизм как направление в современном ис-ве
Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур.Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре.
Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт.
С идеями английского романтизма была связана концепция, а впоследствии очень широко распространенный тип природного, ландшафтного парка с использованием художественных форм самой зелени.В планировке парков преобладали кривые линии, водные поверхности неправильных очертаний. Одновременно более интенсивным стало стремление к созданию общедоступных зеленых зон в городах, особенно путем организации садов по принципам английских парков. Примером такого решения является Кью Гарден в Лондоне.
Романтическое направление в живописи зародилось в Германии в конце 18 – начале 19 вв. Для него была характерна отчужденность, идеализация Средневековья, пассивность. Основными жанрами были портрет и пейзаж. Художники-романтики стремились познать себя, понять свое предназначение, поэтому для этого периода характерна автопортретная живопись.
Изображая других людей, художники стремились почувствовать их внутренний мир, передать их характер. Изображая природу, они стремились к максимальной достоверности, хотели передать не просто лес, горы, море, а состояние природы, ее одухотворенность. Основные представители: О. Рунге, К. Д. Фридрих.
Во Франции романтизм в живописи возникает в революционную эпоху как протест против мещанской ограниченности. Главные отличительные особенности – патетический и экспрессивный характер, экзотические мотивы, исторические и мифологические сюжеты. Французские романтики изображали нереальный мир, противопоставляя его повседневности. Они использовали яркие краски, хаотичную композицию, смелые линии. Основные представители: Т. Жерико, Э. Делакруа.
Испанский романтизм был основан на национальном фольклоре и приобрел гротескный характер. Наиболее выдающимся представителем испанского романтизма является Ф. Гойя. Отличительными чертами его картин является лаконизм композиции, выразительность мимики и жестов действующих лиц, смелость мазков. Хотя для его живописи в целом характерны темные цвета, временами появляются яркие белые, желтые, красные пятна, которые пробуждают чувства зрителей.
В Англии черты романтизма проявились в картинах У.
Блейка и У. Тернера, Д. Констебла. Излюбленными
мотивами художников были горные пейзажи и живописные
руины. Колыбелью романтизма была Англия, откуда он в
течение XIX в. распространился по всей Европе.
Романтизм на европейском континенте по сравнению с Англией распространился несколько позже и вначале был представлен только отдельными постройками. Примером может служить Ле Амо в версальском парке (1786г.), имитирующий английскую деревенскую архитектуру; китайский чайный домик в Потсдаме или неоготическое Царицыно под Москвой (1775-1797гп). Ведущим представителем романтизма во Франции был Виолле-ле-Дюк. в Германии также появляются постройки, основанные на идее свободной архитектурной фантазии на неоготические темы. Автором их был К.Шинкель.
- Виды искусства.
- Периодизация и общая
- Периодизация и общая характеристика древнегреческого искусства.
- Искусство античного Рима
- 5.Готический стиль в западно-европейском искусстве
- Стиль барокко в Италии
- Творчество Бернини
- Характеристика романского стиля
- Представители Северного возрождения
- Французский классицизм 17 века,-архитектура и живопись.
- Романтизм как направление в современном ис-ве
- 13 . Импрессионизм – эстетика и история возникновения.
- 14 . Художественные стили европейской культуры XX в.
- 15 . Архитектура XX века (основные проблемы)
- 17. Голландское искусство.
- 18. Рококо в искусстве Франции 18 века.
- 19. Леонардо да Винчи как представитель Высокого Возрождения в Италии.
- 20, Творчество Микеланджело
- 21.Архитектура Византии.
- 22. Живопись Византии.
- 23. Постмодернизм в проектной культуре 20 века
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 25. Искусство Междуречья
- 26.Архитектура классической Греции и ордерная система
- 27.Вермеер и Рембрант
- 28.Скульптура Римской империи
- 29. Тенденции современной архитектуры
- 30. Модернизм в зарубежной архитектуре.