logo
ЗАРУБЕЖ ГОТОВО

17. Голландское искусство.

На протяжении 17 в. Голландия является ведущей экономической страной, мощная промышленность, сельское хозяйство. Важный центр европейской культуры.

Изобразительное искусство занимает передовые рубежи. Ведущая религия - протестантизм, который вытеснил католическую церковь, которая отвергала всякую роскошь. Архитектура церквей была очень строгая, без декора, излишеств, не украшалась алтарными образами. Основными заказчиками становятся бюргеры, голландский магистрат . картинами украшались скромные жилища и общественные здания, поэтому небольшой размер картин.

Главное достижение голландского искусства 17 в.— в стан­ковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изобра­жающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наимено­вание «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Hep), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изо­бражение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), цер­ковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.

Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Историю голландской живописи 17 в. прекрасно демонстри­рует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса. Он много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен этих смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уве­ренные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», «Стрелковая гильдия св. Георгия»).

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Лако­ничная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.

Бытовой жанр - мастером был Питер Хоох. Его творчество связано с Амстердамом. Сцены в тавернах, крестьяне и солдаты. В конце 50-ых пишет опрятные светлые интерьеры, сцены в двориках, персонажи занимаются делами. Люди несколько чопорные, занимают не главное место, оживляют интерьеры. Палитра состоит из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Передача цветом ощущения воздушной среды. Вид из окна или двери на открывающийся позади дворик.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных дости­жений голландской культуры 17 столетия является творчество Рембрандта. Но значение Рембрандта, как всякого гениального художника, выходит за пределы голландской школы и голландского искусства. («Автопортрет с Саскией на коленях», «Жертвоприношение Авраама», «Ночной дозор», «Даная», «Блудный сын» - эпилог творчества).

Дифференциация по определенным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, карикатурный жанр, практически не было живописи на мифологические библейские темы. В целом живопись 17 в. называется демократичной и реалистичной. К 20-м годам 17 в. произошло овладение реалистическим методом.30-70 года лучшие произведения - кульминация.В портретной живописи помимо индивидуальных портретов и типажных был групповой портрет. Корпоративный дух был очень крепок у бюргеров, поэтому им хотелось себя видеть и в качестве общественных деятелей.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.