17. Голландское искусство.
На протяжении 17 в. Голландия является ведущей экономической страной, мощная промышленность, сельское хозяйство. Важный центр европейской культуры.
Изобразительное искусство занимает передовые рубежи. Ведущая религия - протестантизм, который вытеснил католическую церковь, которая отвергала всякую роскошь. Архитектура церквей была очень строгая, без декора, излишеств, не украшалась алтарными образами. Основными заказчиками становятся бюргеры, голландский магистрат . картинами украшались скромные жилища и общественные здания, поэтому небольшой размер картин.
Главное достижение голландского искусства 17 в.— в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Hep), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.
Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.
Историю голландской живописи 17 в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса. Он много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен этих смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», «Стрелковая гильдия св. Георгия»).
В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.
Бытовой жанр - мастером был Питер Хоох. Его творчество связано с Амстердамом. Сцены в тавернах, крестьяне и солдаты. В конце 50-ых пишет опрятные светлые интерьеры, сцены в двориках, персонажи занимаются делами. Люди несколько чопорные, занимают не главное место, оживляют интерьеры. Палитра состоит из приглушенных коричневых тонов с добавлением основных цветов. Передача цветом ощущения воздушной среды. Вид из окна или двери на открывающийся позади дворик.
Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры 17 столетия является творчество Рембрандта. Но значение Рембрандта, как всякого гениального художника, выходит за пределы голландской школы и голландского искусства. («Автопортрет с Саскией на коленях», «Жертвоприношение Авраама», «Ночной дозор», «Даная», «Блудный сын» - эпилог творчества).
Дифференциация по определенным жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, карикатурный жанр, практически не было живописи на мифологические библейские темы. В целом живопись 17 в. называется демократичной и реалистичной. К 20-м годам 17 в. произошло овладение реалистическим методом.30-70 года лучшие произведения - кульминация.В портретной живописи помимо индивидуальных портретов и типажных был групповой портрет. Корпоративный дух был очень крепок у бюргеров, поэтому им хотелось себя видеть и в качестве общественных деятелей.
В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.
- Виды искусства.
- Периодизация и общая
- Периодизация и общая характеристика древнегреческого искусства.
- Искусство античного Рима
- 5.Готический стиль в западно-европейском искусстве
- Стиль барокко в Италии
- Творчество Бернини
- Характеристика романского стиля
- Представители Северного возрождения
- Французский классицизм 17 века,-архитектура и живопись.
- Романтизм как направление в современном ис-ве
- 13 . Импрессионизм – эстетика и история возникновения.
- 14 . Художественные стили европейской культуры XX в.
- 15 . Архитектура XX века (основные проблемы)
- 17. Голландское искусство.
- 18. Рококо в искусстве Франции 18 века.
- 19. Леонардо да Винчи как представитель Высокого Возрождения в Италии.
- 20, Творчество Микеланджело
- 21.Архитектура Византии.
- 22. Живопись Византии.
- 23. Постмодернизм в проектной культуре 20 века
- 24.Формирование садово-паркового искусства Японии
- 25. Искусство Междуречья
- 26.Архитектура классической Греции и ордерная система
- 27.Вермеер и Рембрант
- 28.Скульптура Римской империи
- 29. Тенденции современной архитектуры
- 30. Модернизм в зарубежной архитектуре.