logo
ЗАРУБЕЖ ГОТОВО

Характеристика романского стиля

Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров). Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви; в продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами .Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьер -сосредоточенные на капителях колонны.

В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям "звериного стиля").

В зодчестве Франции, распространение получили 3-нефные базилики.

В Германии, идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила каменная скульптура.

Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские влияния, богатство декоративного убранства. Соборный комплекс в Пизе- сложился инкрустационный стиль.

В Испании в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Культовая архитектура отличалась сравнительной простотой композиционных, тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру.

  1. Общая характеристика искусства Итальянского Возрождения.

Возрождение или Ренессанс – одна из величайших эпох, этап в развитии мирового искусства между Средними веками и Новым временем , 13–16 в. Главной страной Возрождения была Италия. Свое название этот период получил в связи с возникновением интереса к античному искусству. Новое мировоззрение – гуманизм. Возросла роль творческой личности. Были открыты законы: перспективы – основы передачи пространственной глубины, света и тени – основы передачи объемной формы предметов, анатомии – конструктивной основы человеческого тела.

Живопись занимала ведущее место среди видов изобразительного искусства. Новая система складывалась на основе изучения натуры. Живопись понималась как наука: вычисляли идеальные пропорции. Идеалом Возрождения был совершенный, гармоничный, облик человека, с богатыс внутренним миром. Ведущим жанром становится светский портрет, зарождается пейзаж, появляется натюрморт. В живописи художники подошли к реализму.

Реалистические тенденции ясно выражаются в творчестве Джотто ди Бондоне. Сделал изображение библейских историй реальными, земными.( «Поцелуй Иуды»). По его рисункам – колокольня Флорентийского собора.Симоне Мартини: фигуры удлинены и, как правило, представлены на золо­том фоне.

Возрастает самостоятельное значение скульптуры. Она входит в архитектурные ансамбли как рельефы и отдельные памятники. Получает развитие жанр портрета, создаются конные статуи для украшения городов.

Архитектура возвращается к принципам античной ордерной системы, уделяя особое значение пропорциям, создавала новые типы зданий .Были разработаны теория архитектуры и концепция планировки идеального города. Характерные приемы: четкий план, принцип симметрии, периодичность членения, массивность, рустовка.

В период Кватроченто - решительный поворот в сторону утверждения реализма. Флорентийская школа – ведущая. В архитектуре начинают проявляться черты нового стиля. В церковном зодчестве - облицовка фасадов церквей и кампанил разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто. Брунеллески (создатель теории перспективы). Ранняя постройка-купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.Изобрёл сложную конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер. Строится Первое в истории здание детского приюта.

В скульптуре кватроченто - До­нателло. Возродил свободно стоящую круглую скульптуру. Статуя Св. Георгия, Давид. Занимался портретом. Создание первого конного монумента - конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Ведущая роль в живописи – Мазаччо, Сандро Боттичелли (черты письма Боттичелли: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно накладывая краски, свойствен­ные ему «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажу­щиеся заплаканными глаза. «Рождение Венеры», «Вес­на».

Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета италь­янского искусства. Леонардо да Винчи тип леонардовской женской красоты: тяжелые полу­опущенные веки и едва уловимая улыбка. Разработал теорию идеальных пропорций человека (соотн. с квадратом и кругом). «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря». «Мона Лиза» - портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. Рафаэль: Ищет идеальный образ в мадонне. Сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства. «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна». Микел­анджело превзошел всех насыщенностью образов, гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело становится главным предметом искусства. «Пьета» , Роспись плафона Сикстинской капеллы

Также Тициан и Джорджоне (Представители Венецианской школы живописи). Веронезе.