16. Многообразие и типология современных культурно-зрелищных форм.
Необходимым этапом в изучении особенностей технологии концертно-зрелищных программ необходимо обратиться к истокам таких понятий как «зрелищность», «концерт», «шоу», которые позволят проследить эволюцию концертно-зрелищных программ с момента их возникновения до наших дней.
Зрелище – то, на что смотрят, что является предметом наблюдения, обозрения, картина; 2. представление, спектакль.
Зрелищность – зрительное представление (большое отклонение в сторону узко-трюкаческую, «фокусническая зрелищность» - показ ловкости и смелости.
Зрелищный – связанный с о зрительским впечатлением1.
Концерт – само слово концерт (от латинского — «con» -понятия «концерт» и «certo» - состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства.
Концертное творчество как разновидность концертного искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно
Английское слово «Show» в значении зрелища становится заменой традиционному понятию представления показа. Но вместе с тем западные эстрадные шоу с участием «звезд» показывают, что это особое явление культурной жизни нашего времени, которое имеет свои методологические принципы построения. Разобраться в сути понятия нам поможет обращение к лексическому значению термина, к тем смысловым образованиям, которые заложены в этимологии данного слова. Шоу — иностранное слово, заимствованное русским языком из английского. В “Англо-русском словаре” 1970 года издания имеются следующие значения шоу1:
“Show — 1. Показ, показывать. 2. Зрелище, спектакль. 3. Выставка. 4. Витрина. 5. Внешний вид, видимость. 6. Показная пышность, парадность. 7. Предприятие, организация. 8. Возможность проявить свои силы, удобный случай (разг.). 9. Сражение, компания (воен.)".
“Шоу (англ. Show) — пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.:
1) яркое эстрадное представление, развлекательная программа (телевизионное шоу, иллюзион-шоу, концерт-шоу);
2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.
Словарь по эстетике дает более расширенное понятие термина, характеризующее шоу как явление культуры и искусства2:
“Шоу (англ. Show — зрелище, показ) — спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п. Артизация и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (например, в США) в своеобразные шоу-разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т.д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные шоу, несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку — утверждение буржуазных ценностей и образа жизни”.
Слово “шоу” в значении представления, зрелища встречается в период появления мюзик-холлов, варьете, кабаре, но его элементы присутствуют в выступлениях таких странствующих комедиантов, как скоморохи (Россия), шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), франты (Польша), истоки же его восходят к искусству Египта, Греции, Рима. Характерными для этих выступлений являлись сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика.
Развлечения под открытым небом, зависевшие от капризов природы, уступили место досугу в закрытых помещениях. Английские пабы (пивные залы) “впустили” туда актеров и музыкантов-исполнителей. Принципиально новой формой развлекательного досуга для Англии оказались мюзик-холлы, т.е. музыкальные залы при постоялых дворах и отелях. Путники, останавливавшиеся в отелях, получали развлечение вместе с ужином, но за увеличенную плату. Длительное время программа состояла из выступлений комических певцов и цирковых номеров, а всем представлением руководил ведущий.
Родившись в залах отелей, в кафе и ресторанах, эта форма развлечения очень медленно продвигалась в сторону отделения концертно-театральной эстрады от гастрономии. По иллюстрациям в книгах, посвященных истории английского мюзик-холла, можно составить представление о том, что аудитория, занятая едой и разговорами, мало внимания обращала на концертирующих артистов.
На сегодняшний день активно используется следующая типология зрелищ: политическое (манифест, митинг);
-
религиозное (церковные обряды, ритуалы);
-
спортивное (соревнования, показательные выступления);
-
военное (парады, марши духовых оркестров);
-
социально-бытовое (обряды в связи с браком, кончиной);
-
природное ( природные явления .связанные с отношением к ним человека);
-
зрелища, олицетворяющие собой различные виды искусства.
Отвлекаясь от многожанровой природы зрелищных искусств, их в основном можно разделить на следующие виды:
•содержательно-психологические: музыкальный и драматический театр, кино, телевидение;
•развлекательно-содержательные: эстрада, цирк, оперетта;
•откровенно-развлекательные: разновидности эстрадных представлений (мюзик-холл), балет на льду
•коммуникационные: массовые представления.
Разграничим понятия «зрелищное мероприятие» и «зрелище». Одно и то же зрелище, как правило, демонстрируется несколько раз, то есть происходит несколько мероприятий по его демонстрации. Зрелищное мероприятие, как событие, задается временем, местом и содержанием - зрелищем ( например, одно и то же концертное выступление демонстрируется в течение нескольких концертов ).
В разных типах зрелищных учреждений сложилась своя терминология для обозначения зрелищных мероприятий и зрелищ:
Тип учреждения - Зрелищное мероприятие - Зрелище
Театр - Спектакль - Постановка
Кинотеатр - Сеанс - Кинофильм
Концертное учреждение - Концерт - Концертная программа, выступление
Стадион - Матч, игра - Спортивные состязания
Именно на зрелищное мероприятие продаются билеты, и именно его посещают зрители, а в ходе посещения зрелищного мероприятия зрители наблюдают зрелище.
Историей, методикой, организацией эстрадных и массовых зрелищ занимались: А.Г.Шароев, Д.М.Генкин, А.И.Чечеткин, В.А.Триадский, С.С.Клитин, Е.Уварова Стремление к масштабности, помпезности, декоративности зрелища способствовало появлению понятия шоу, обозначающего пышное и яркое представление, зрелище. С эпохой НТР, представившей возможность насытить зрелище световыми, звуковыми и другими эффектами, появляется понятие шоу-бизнеса, обозначающее сферу деятельности в области кино, эстрады, музыкальной индустрии и др.
В широком смысле слова «зрелище» есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищностью, практически неисчерпаем: спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и церемонии, различного рода празднества и праздничные ситуации. Даже этот неполный перечень дает основание говорить:
о художественных зрелищах, к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк;
о явлениях зрелищного типа, включающих спортивные мероприятия, выставки, показы и демонстрации достижений науки и техники, современной моды, а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание.
Конечно же, подобное деление весьма относительно, так как анализ современной действительности обнаруживает сложные зависимости и связи этих видов зрелищ. И, действительно, насколько прочными стали узы взаимодействия и взаимовлияния спорта и искусства в фигурном катании или выступлении гимнастов: но для нас такое различие является существенным с точки зрения понимания того, что явления зрелищного типа не связаны ни единым сюжетом, ни даже темой, тогда как художественные зрелища создаются на основе драматургических произведений (пьес, сценариев) и должны быть тщательно подготовлены.
Важной тенденцией современной зрелищной культуры является тенденция глобализации зрелищ. Если в обозримом культурном прошлом людей в основе лежало непосредственно «живое» общение индивидуальностей, микрогрупп, социальных групп, то в современных условиях ситуация качественно изменилась. На качество взаимоотношения людей, в том числе и в рамках зрелищной культуры, влияет изменение характера отношений. На смену непосредственному общению все больше приходят иные формы - телеграфные, телефонные, посредством радио, телевидения, факсов, интернета. Причем виртуальное общение в последние годы приобретает все большее значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в сфере зрелищной культуры.
Сложившаяся ситуация может быть исследована с помощью новых качественных характеристик, таких как интенсивность, непрерывность, масштабность, интегрирующее начало зрелищной культуры. На качественные изменения в сфере зрелищной культуры влияет многообразие различных факторов. Среди них развивающаяся тенденция открытости общества, моральное, виртуальное и фактическое стирание границ между государствами, «прозрачность» границ в широком смысле. На изменение современной зрелищной культуры заметное влияние оказывает качественно новое восприятие людьми окружающего мира, отличное от прежней реакции людей на внешние раздражители. Это порождает проявление новых эмоций, новые формы проявления этих эмоций, что выражается в создании наряду с прежней системой культурных ценностей - элементов новой культуры. А это в свою очередь порождает и новые зрелища, новые формы массовых действ.
Массовое действо все больше и больше удаляется от традиционных форм. Многообразны формы, различны разновидности жанра массовых празднеств, своеобразно и самобытно проявляющиеся у народов земного шара. Их объединяет стремление в массовом зрелище выразить свое отношение к событиям общественного и политического характера и построить праздничное действо на национальной фольклорной основе.
С давних времени и до наших дней массовое зрелище всегда идет в ногу с эпохой, став своеобразным воплощением ее устремлений, надежд и является яркой характеристикой того или иного периода в жизни народа, в развитии страны. Может быть, поэтому жанр насчитывает такое многообразие форм, равного которому мы не найдем ни в одном другом виде искусства. Рассматривая краткий исторический очерк его развития, нетрудно убедиться, что в наши дни массовые зрелища достигли невиданного расцвета, став подлинно народными, приобретя большие масштабы. Сегодня этот жанр, равноправный в ряду зрелищных искусств - театра, кино, телевидения, является мощным средством эмоционального воздействия.
- 1. Игровые основы развлечений и активного отдыха.
- 2. Игровая программа и принципы ее построения
- 3. Культура бала: история и современность.
- 5. Знаменитые карнавалы современности.
- 6. Феномен шоу и мастерство шоумена.
- Авиационное шоу
- Шоу балет
- 8. Проект как феномен современной культуры. Принципы и технологии социокультурного проектирования.
- 9. Кураторство как явление современной культурно-художественной практики.
- 10. Фестивали в современной культуре.
- Музыкальный фестиваль
- 12. Сценарий культурно-зрелищного представления: структура, технология разработки.
- 13. Режиссура культурно-зрелищных представлений.
- 16. Многообразие и типология современных культурно-зрелищных форм.
- 17. Анимационные программы в социально-культурном сервисе.
- Аниматоры для детей
- 4. Культурно-досуговые мероприятия
- Организация и проведение корпоративного Нового года
- Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного явления
- Кинофестиваль
- Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 24. Специфика организация спортивных мероприятий.
- 25. Культура праздника в Санкт-Петербурге (городе – центре филиала): фирмы, представители, наиболее значимые мероприятия.
- Предварительная программа Русских Ганзейских дней 2011 года в Великом Новгороде
- Студия детского праздника Павла ЧиковаСтудия детского праздника Павла Чикова
- 26. Дома детского и юношеского творчества в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Новгородский театр для детей и молодежи «Малый»
- Новгородская Областная Филармония
- 27. Дворцы культуры в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов). Новгородский городской Дворец культуры Великий Новгород
- Городской Центр Культуры и Досуга имени н.Г.Васильева
- Оркестр русских народных инструментов им. В.Г. Бабанова
- Театр неслышащего актера "Жест"
- Старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода Центр музыкальной культуры имени с.В. Рахманинова
- Фольклорный театр "Кудесы"
- 28. Молодежные клубы в системе социально-культурного сервиса (на примере сПб/филиалов).
- Молодежное рекламное агентство
- Огу "Дом молодежи"
- Национальные парки
- 30. Торгово-развлекательные комплексы в системе социокультурного сервиса