Литература
Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).
Глава по учебнику.
Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.
Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.
Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.
Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.
Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.
Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.
Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.
Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).
Тема: Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках
Задание:
Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.
Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);
Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.
Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.
План занятия
Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:
Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.
Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).
Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.
Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.
Дайте идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: гр. «А» - «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); гр. «Б» - «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); гр. «В» - «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).
Для анализа продумайте вопросы:
Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?
Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.
Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.
Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).
Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.
Язык сказки.
Народные идеалы и мечты в сказке.
Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Основные цели и задачи курса
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1 Уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа).
- 2 Уровень сложности: реферирование.
- 3 Уровень сложности: эссе.
- 5. Содержание дисциплины
- 18 Часов
- Планы практических и семинарских занятий
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература к докладу:
- Литература
- Литература
- Литература
- Литература
- 5.4. Примерная тематика курсовых работ (проектов)
- 5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
- Необходимо выучить наизусть по фольклору
- 6. Образовательные технологии
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии фольклорных текстов
- Хрестоматии фольклористических исследований
- Издания текстов
- Исследования
- Библиографические указатели
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: