logo search
Konspekt_lektsy_po_kulturologii

Тема 10.Культура Древнего Китая.

Среди культур «века бронзы» азиатского региона одной из древнейших является культура Китая, на основе которой, по словам О.Шпенглера, «формируется конфуцианско-даосистский тип культуры».

На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории древнекитайской культуры выделяют следующие этапы:

        1. 18 - 12 вв. до н.э. – эпоха Шан (или Инь). Период, когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, культа предков и государства, появления письменной культуры.

        2. 12 - 5 вв. до н.э. – эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли. Письменная традиция позволила сохранить лингвистическую общность.

        3. 5 - 2 вв. до н.э. – эпоха Чжаньго («Воюющих царств»).

        4. 221- 210 гг. до н.э. – эпоха Цинь.

        5. 210 г. до н.э.- 220 г. н.э. – эпоха Хань.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2 - 3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе.

Социокультурные особенности древнекитайской цивилизации:

а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести.

б) система ценностей древнекитайской цивилизации, с домининированием государственных интересов и социально чиновничьей иерархией, представляла собой бюрократическую пирамиду. Характерными чертами культуры являются организованность, стабильность, бюрократизация, доминирование ритуала и «церемоний».

в) древнекитайская цивилизация яркий пример восточной деспотии, в которой жизнь индивида подчинена интересам коллектива. Государство как «целое» - гарантия хозяйственной деятельности, территориальной целостности и порядка. Во главе государства стоял наследственный монарх, но монархия носила патриархальный характер, права и обязанности в обществе уподоблялись семейно-родственным. Поэтому возможность повышения социального статуса индивида зависела от успешного прохождения государственных экзаменов, следованию готовым стереотипам и предписаниям традиций и ритуала. В то же время приоритет государственных интересов обусловил специфику мифологических представлений, морально-этических учений, философских школ, религиозных верований.

Культ предков, культ неба (свою империю китайцы именовали Поднебесной), впоследствии культ императора, основанный на концепции «небесного мандата», – характерные особенности древнекитайской культуры. В мифологии первоначальная разрозненность и мозаичность по мере объединения царств сменяется унифицированностью и систематизацией. Космогонические мифы порядок и организованность приписывают двум ведущим началам «инь» (темное, женское) и «ян»(мужское, светлое), родившимся из хаоса. В мироздании господствует 5 стихий: земля, небо, металл, дерево, огонь, каждый из которых соответствует четырём сторонам света и центру. В центре находится и верховный правитель как достойнейший из «благородных мужей». В эпоху Чжоу складывается культ неба (но культ предков всегда сохранял своё влияние). Специфика древнекитайской культуры и состояла в том, что ранние религиозные культы, которые в других цивилизациях ослабляются и преодолеваются, в ней сосуществуют в неизменном виде с ценностями иного типа.

Создателем древнекитайской письменности считают одного из мифических правителей – Фу-Си. Пиктографическое письмо (начало 3-го тыс. до н.э.) сменяется пиктограммами, а затем иероглифами (в эпоху Шан их насчитывалось около 2 тысяч, в наше время свыше 50 тысяч). Древние материалы для письма – камень, металл, кость, бамбук сменяются с течением времени шёлком и бумагой, на которых стали писать кисточкой. В пределах территории, объединявшей множество различных этносов, письменность была объединяющим элементом и основой внутрикультурных коммуникаций.

Письменную основу китайской культуры составляет «Пятикнижие», включавшее «Книгу перемен», «Книгу песен», «Книгу обрядов», «Книгу истории» и летопись «Весны и осени». В этих базовых текстах «кодифицирована» и систематизирована система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры и предфилософии.

Философские учения направлены на достижение единства человека и Неба, личности и государства. Обычно выделяют 4 основные философские школы: конфуцианство, даосизм, моизм и школу закона («легизм»). При этом наряду с мировоззренческими вопросами основное внимание философские школы уделяют морально-нравственным проблемам.

В древнекитайской культуре высокого уровня развития достигают агротехническая культура, связанная с поливным земледелием и строительством ирригационных сооружений (Великий канал, сложное гидротехническое устройство, строился около 2 тыс. лет). Шедевром зодчества является мощное крепостное сооружение, охватывавшее границы Поднебесной – Великая китайская стена (длина её свыше 4 тыс. километров, достраивалась вплоть до 18-го века). Древний Китай стал родиной таких изобретений как компас, сейсмограф, фарфор, порох, выплавка чугуна, книгопечатание. Особую роль сыграло искусство выработки шёлка, а «Великий шёлковый путь» способствовал межкультурным взаимодействиям и коммуникациям.

Ориентация на природные циклы, необходимость измерений привели к формированию математических и астрономических знаний. Уже в эпоху Шан появились первые формы календаря, вычислена продолжительность года. Впоследствии составлена карта звёздного неба, создан двенадцатилетний календарь на основе движения Юпитера (астрономия неразрывно связана с астрологией). Особую роль играет символика чисел и циклов в движении небесных тел. Астрономические исследования базировались на математических расчётах. Математика включала действия с дробями, вычисление числа , открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Китайская медицина основана на синтезе традиционной системы упражнений, методов массажа и иглоукалывания с хирургическими операциями, способами использования лекарственных препаратов, описанных в трактате «Фармакология».

Ритуальный и канонический характер присущ художественной культуре Древнего Китая. Изобразительное искусство носило во многом условный характер, его своеобразие воплотилось в каллиграфии – сложном феномене, объединявшем художественную образность с иероглифическим письмом, музыкальностью и ритмичностью. Своеобразная черта архитектуры – многоярусность построек, развитое храмовое зодчество. Наряду с резьбой по кости, широкое распространение получает керамика, бронзовая скульптура, лаковая миниатюра и утварь. В «словесных искусствах» преобладают поэзия и художественная проза. (Сым Цянь – «отец китайской истории» создаёт 130-томное произведение «Шицзи» - «Исторические записки».) На основе фольклорных традиций развивается музыкальное искусство.

В целом в художественной культуре Древнего Китая воплотились как общие социокультурные приоритеты, так и своеобразие, уникальность одной из древнейших культур азиатского региона.