18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.
Маньеризм (от итал.манера) - литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века.
Появился в Италии (Флоренция, Мантуя, Рим). Далее - Франция и др.страны.
Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере; иногда начало маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.
Маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Утрата гармонии (как в ренессансе) между телесным и духовным, природой и человеком.
Изобразительное искусство.
Стилевые особенности: повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.
Живопись
Италия: Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана.
Франция: школа Фонтенбло, ряд нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).
Скульптура
Бартоломео Амманнати и Джамболонья. Сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. Бенвенуто Челлини.
Архитектура
Нарушения ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.
Джулио Романо - Палаццо дель Те в Мантуе.
Микеланджело - Библиотека Лауренциана во Флоренции.
Лоджия Джорджо Вазари, фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции.
Литература
Характерна изощрённость слога и структуры, нередко - усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»).
Джон Лили - двухтомный роман «Эвфуэс» (16в), породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Италия: Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; творчество последователей Марино — маринистов.
Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино - цикл «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо.
К литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции).
Возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма.
Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).
Музыка
Италия: Карло Джезуальдо да Веноза - поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре.
Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.
Влияние маньеризма.
-С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо;
-с другой — открыл в полном объёме эротизм;
-спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко.
-существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
- 6.Скульптура Древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
- 7. Особенности архитектуры Древнего Рима.
- 8 Образ человека в культуре Древнего Рима
- 9. Своеобразие региональных вариантов западноевропейского средневекового искусства. Христианский храм. Художественные стили в искусстве средних веков.
- 11. Японская художественная культура. Храмовое строительство. Влияние буддизма на архитектуру, скульптуру и живопись средневековой Японии.
- 13. Основные иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублев.
- 15. Периодизация итальянского искусства эпохи Возрождения. Региональные особенности эпохи Возрождения в искусстве Франции и Испании.
- 16.Архитектура эпохи Возрождения.
- 17. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.
- 18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.
- 19. Региональные варианты барокко и рококо в европейской и русской художественной культуре.
- 2. Рококо
- 6) Живопись.
- 1920-Е годы:
- 7) Архитектура.
- 18 Век. Основные тенденции