1920-Е годы:
Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».
Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники. Участники объединения декларировали реалистический метод как основную форму творчества, использовали подчеркнуто бытописательский стиль, наиболее доступный массовому зрителю. В отличие от многих других объединений послереволюционной России, АХРР проводила выставки по всей стране. В результате общество постоянно пополнялось мастерами из провинции, и вскоре АХРР превратилась в чрезвычайно многочисленную и практически вездесущую организацию.
Главные мастера и произведения группировки:
Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»),
Георгий Ряжский («Делегатка»; «Председательница»),
портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова»),
Абрам Архипов («В гостях», «На Волге»),
Ефим Чепцов («Заседание сельячейки»),
Василий Яковлев («Транспорт налаживается»),
Митрофан Греков («Тачанка», более поздние «На Кубань» и «Трубачи Первой Конной»).
Общество станковистов (ОСТ) – художественное объединение, существовавшее в России в 1920е годы. Оно было основано выпускниками ВХУТЕМАСа, учениками Д.П. Штеренберга. ОСТ занял промежуточную позицию между бытописательством АХРРа и формалистическими авангардными экспериментами. Художники ОСТа обращаются к смелым современным решениям: к традиции кино с его неожиданными ракурсами, контрастами, эффектом стоп-кадра; к композиционной точности и художественному лаконизму плаката; к динамике и остроте восприятия немецкого экспрессионизма. Остовцы не брались за революционные темы Гражданской войны (лучшие образцы которой представили ахровцы), а предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом и др.
Главные мастера и произведения группировки:
П.Вильямс «Гамбургское восстание»,
А.Дейнека («На стройке новых цехов»; «Перед спуском в шахту»; «Оборона Петрограда»),
А.Лабас,
Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»),
Ю.Пименов («Тяжелая индустрия»),
А.Тышлер,
Д.Штеренберг и проч.
«Четыре искусства» — художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924—1931 годах.
Общество основано по инициативе бывших участников объединений «Голубая роза» и «Мир искусства». В задачу Общества входило изучение вопросов специфики и взаимодействия различных видов искусства, а также разработка градостроительных принципов, монументальная пропаганда, оформление интерьеров общественных зданий. В 1928 был принят устав, в котором указывалось: «Имея целью деятельное участие в социалистическом строительстве и развитии революционной культуры, Общество “Четырех искусств” объединяет в пределах РСФСР художников, работающих в области живописи, скульптуры, архитектуры и графики, ставя своей задачей содействие росту художественного мастерства и культуры изобразительных искусств путем научно-исследовательской и практической работы своих членов и распространения художественно-технических знаний».
Члены объединения:
Художники - П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Митурич, М.Сарьян, П.Уткин, Н.Тырса, Н.Ульянов, К.Истомин, В.Фаворский, И.Шадр.
Скульпторы - А.Матвеев, В.Мухина, Н.Андреев.
Архитекторы - В.Щуко, А.Щусев.
Реализму в годы гражданской войны противостояли самые различные течения, начиная от салонного искусства и кончая абстракционизмом. В первые годы после революции велась решительная борьба именно с крайними антиреалистическими течениями, претендовавшими на роль руководителей нового революционного искусства. Русский авангард открывает нам ярчайшее созвездие художниц, которых поэт-футурист Бенедикт Лившиц назовет `амазонками, скифскими всадницами`: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм - «Портрет Философа»), Ольга Розанова, Надежда Удальцова (кубофутурист, супрематист -«Красная фигура»), Варвара Степанова.
К началу 30-х гг. советская живопись достигла значительных успехов и вышла на широкую дорогу социалистического реализма.
Советская станковая живопись также испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность».
Одни из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода — Борис Иогансон («Допрос коммунистов»), Сергей Герасимов («Клятва сибирских партизан»), Александр Дейнека («На стройке новых цехов», «Мать»), Юрий Пименов («Новая Москва»).
В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Пример: мирискусник Евгений Лансере — роспись ресторанного зала Казанского вокзала, Дейнека - мозаики станции «Маяковская» (Мск).
ВОВ. Советские художники создали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой — фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость победы, чувство причастности каждому к общему делу. Александр Дейнека «Оборона Севастополя», Константин Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».
После войны. Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей.
Также в живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр. В 1950 году коллективом авторов (Борис Иогансон и находившиеся под его руководством Василий Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков) была создана масштабная картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома.
Актуальна тема современности. Большое число изображений людей труда — рабочих, колхозников.
Кто работал в эти годы: Б.Неменский, Ю.Непринцев, В.Костецкий, А.Лактионов, В.Соколов, Т.Яблонская, А.Пластов, С,Чуйков, Г.Нисский, П.Корин;
графика: Б.Пророков, Л.Сойфертис, В.Горяев,В.Фаворский, Кибрик, Шмаринов.
«Суровый стиль» 1960-е.
Суровый стиль — одно из течений в живописи, возникшее в конце 1950-х — начале 60-х годов. Термин «суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Каменским) прежде всего по отношению к работам художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников.
"Суровый стиль" многие рассматривают как противопоставление неискренности и фальши сталинского социалистического реализма. Скорее правильно будет сказать, что если прежде соц.реализму был характерен непокоримый оптимизм, вера в светлое будущее, приукрашивание реальности - некий идеализированный эталон, сказочный образ счастливой коммунистической эпохи, то представители "сурового стиля" обратились к изображению тех же рабочих и крестьян, но в гораздо более приземленной и драматичной форме. Пафос сталинизма сменился прозой обычной жизни. Художники "Сурового стиля" изображали обычных людей, а не триумфальных победоносцев сталинизма.
Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат.
Появляются элементы критики.
Основные представители «сурового стиля»:
Н. Андронов («Плотогоны»)
Г. Коржев («Влюбленные»)
М. и П. Никоновы («Наши будни»)
В. Попков («Строители Братска», «Двое»)
Т. Салахов («Ремонтники»)
Александр и Пётр Смолины («Полярники»)
В. Иванов («Полдник»)
Д.Жилинский
М.Савицкий
«Поколение семидесятников» 1970-е.
В семидесятые годы в советском искусстве выделилась целая плеяда художников, чье ассоциативное, острое искусство было в центре общественного интереса. Их мало и трудно выставляли. Известно, какова была реакция со стороны идеологического руководства, усмотревшего в их творчестве покушение на незыблемые основы реализма. Семидесятники тяготеют к фантастичности, рефлексии, театрализованности, возвращению живописных ценностей. Для них важна содержательность, но понятая в широком смысле: и как повествовательность, и как духовность, и как развернутая образность, и как насыщенность стихией живописи. Они постарались вернуть искусству всю полноту художественной традиции.
Семидесятники: О.Булгакова, Т.Назаренко («Московский вечер»), К.Нечитайло, И.Нестерова («Нескучный сад», «Тополя», «Люди с тортами»), О.Ситников, И.Правдин, И.Старженецкая, В.Калинин, О.Филатчев, Е.Струлев, В.Дементьев, Н.Зайцев.
Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.
Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии в СССР.
Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов.
Представители: И.Кабаков, В.Комар и А.Меламид, Л.Соков (портрет Сталина с Мерилин Монро, «Шагающий» Джакометти напротив бронзового Ленина ). Возможно Э.Булатов и О. Васильев.
Андеграунд или "Второй русский авангард" (кон. 1950- х – начало 1990-х. гг.)
Параллельно с официальным искусством в СССР существовали подпольные художественные объединения с их экспериментами и взрывом канонов.
Второй русский авангард (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х.
Андеграунд — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства.
Представители: Оскар Рабин («Натюрморт с рыбой и газетой “Правда” 7») и Валентина Кропивницкая (Сюжеты — фантастические существа, полуживотные-получерти, с несомненными проявлениями людской психологии и поведения.).
Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Лианозово. Рябин один из основателей.
- 6.Скульптура Древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
- 7. Особенности архитектуры Древнего Рима.
- 8 Образ человека в культуре Древнего Рима
- 9. Своеобразие региональных вариантов западноевропейского средневекового искусства. Христианский храм. Художественные стили в искусстве средних веков.
- 11. Японская художественная культура. Храмовое строительство. Влияние буддизма на архитектуру, скульптуру и живопись средневековой Японии.
- 13. Основные иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублев.
- 15. Периодизация итальянского искусства эпохи Возрождения. Региональные особенности эпохи Возрождения в искусстве Франции и Испании.
- 16.Архитектура эпохи Возрождения.
- 17. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.
- 18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.
- 19. Региональные варианты барокко и рококо в европейской и русской художественной культуре.
- 2. Рококо
- 6) Живопись.
- 1920-Е годы:
- 7) Архитектура.
- 18 Век. Основные тенденции