logo
ответы

18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.

Маньеризм (от итал.манера) - литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века.

Появился в Италии (Флоренция, Мантуя, Рим). Далее - Франция и др.страны.

Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере; иногда начало маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.

Маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Утрата гармонии (как в ренессансе) между телесным и духовным, природой и человеком.

Изобразительное искусство.

Стилевые особенности: повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Живопись

Италия: Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана.

Франция: школа Фонтенбло, ряд нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).

Скульптура

Бартоломео Амманнати и Джамболонья. Сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. Бенвенуто Челлини.

Архитектура

Нарушения ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.

Джулио Романо - Палаццо дель Те в Мантуе.

Микеланджело - Библиотека Лауренциана во Флоренции.

Лоджия Джорджо Вазари, фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции.

Литература

Характерна изощрённость слога и структуры, нередко - усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»).

Джон Лили - двухтомный роман «Эвфуэс» (16в), породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль.

Италия: Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; творчество последователей Марино — маринистов.

Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино - цикл «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо.

К литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции).

Возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма.

Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль).

Музыка

Италия: Карло Джезуальдо да Веноза - поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре.

Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.

Влияние маньеризма.

-С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо;

-с другой — открыл в полном объёме эротизм;

-спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко.

-существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.