19. Региональные варианты барокко и рококо в европейской и русской художественной культуре.
Барокко (17, 18вв) | Рококо(18в) |
религиозность | светскость |
монументальность, парадность | камерность, интимность, изящество |
симметрия | асимметрия |
цветовая насыщенность, яркость | цветовая легкость, пастельность |
контрастность | мягкость, нюансировка |
величественность, барочный синтез искусств | комфортность, уют |
эффектность | целесообразность |
зрелищность, напряженность | развлекательность |
использование ордера | отказ от ордера |
прямолинейность | стремление избежать прямых линий |
Духовенство, аристократия | Аристократия, состоятельная буржуазия |
Важна форма | Важно содержание |
|
|
•Шинуазри (китайщина), в арх., ДПИ, мебель и т.п. - соединение барокко и рококо!
-обращение к мотивам средневекового китайского искусства
-одна из ветвей стиля рококо
В востоке ищут необычное, духовное, загадочное, иррациональность. Рациональная Европа тянется к Востоку.
1.Барокко (17в - два стиля - барокко и классицизм) - «жемчужина неправильной формы».
Стиль католицизма (Италия, Испания, Юж.Нидерланды-Фландрия, Польша, Чехия, Австрия, Лат.Америка). Появился в Италии в 17в.
Основное содержание барокко - триумф католической церкви (центр - Рим).
Не развлекательный стиль, а религиозный.
Повлиял и маньеризм. Свои интеллектуальные поиски, высокую эрудицию, виртуозное мастерство, научность передали архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).
Тяготение к парадности, пышности, монументальность, усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей, динамичность, контрастность, напряженность, стремление к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Концепция красоты, идеального человека, пропорций уходит в 17веке. Важнее- мастерство, техника и умения - поэтому большая свобода в выражении чувств.
Архитектура
Создание «больших пространств»: городские площади, улицы - лучевая система улиц: есть площадь, от нее отходят улицы, каждая завершается монументом; дворцово-парковые ансамбли - произведение садово-паркового иск-ва и архи-ры, представляет собой архит.ансамбль монархич.или аристократич.загородной резиденции, с комплексом дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоемы.
Строятся храмы, палаццо (итал.городской дворец-особняк 15-18вв.), виллы (тип загородного дома с садом или парком) - строились и до 17в., но начинают по другому трактоваться.
Дворцово-парковые ансамбли: Шантийи , Во-ле-Виконт, Версаль (все во Франции), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
Вилла Альдобрандини, вилла Боргезе, палаццо Боргезе (все в Риме).
Храмы: Церковь Иль Джезу, ц.Сан Карло «у четырех фонтанов», у.Сан-Аньезе (все в Риме); Дом инвалидов (Франция).
Италия(Л. Бернини, Ф. Борромини)
Характерны пространственный размах, криволинейные формы. Часто встречаются колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида (статуя одетой женщины, заменявшая собой колонну или пилястру), маскарон (в форме головы человека или животного анфас).
Карло Мадерна - архитектор, который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль: Фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603).
Лоренцо Бернини - скульптор и архитектор: площадь собора Св. Петра в Риме и интерьеры, Фонтан 4 рек, Фонтан тритона.
Последователь Бернини - Карло Фонтана - Базилика Лойолы в Стране Басков, это в Италии.
Франческо Борромини - Церковь Санк Карло (у четырех фонтанов в Риме).
Карло Райнальди - парные церкви на пьяцца дель Попол ( до этого работал в маньеризме).
Алессандро Спекки, Франческо де Санктис - Испанская лестница в Риме (лестница - светский жанр, меньшая дробность, оперирования крупными формами).
На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 годы).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.
Испания - чурригереско (в честь архитектора Чурригеры).
Арх.Чурригера - дворец в Мадриде, ныне Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.
Собор Святого Иакова (так ли это? Ведь собор 1211г., а это еще средневековье, арх-р неизвестен).
В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.
Франция - барокко неярко выражен - «барочный классицизм» (также и в Англии).
Версальский дворец (арх.Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар) вместе с парком в регулярном стиле (характерном в садово-парковом иск-ве барокко)(арх. Андре Ленотр), Люксембургский дворец (арх. Саломон де Бросс), здание Французской Академии в Париже.
Именно французы в нач.18в. выработали стиль рококо.
Англия(барокко классицизм): Кристофер Рен - Собор Святого Павла в Лондоне, Джон Венбру - дворец Бленхейм.
Бельгия: ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе (нигде не написано, кто архитектор). Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
Германия: Новый дворец в парке Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк).
Тенденция «Позднего барокко».
СПб: Петровское барокко, Анненское барокко, Высокое барокко (Русское барокко).
Трезини, Земцов, Коробов, Растрелли, Чевакинский.
Италия: Алессандро Спекки, Луиджи Ванвителли, Алессандро Галилеи.
Германия: Пёппельман, Нёйман, Хильдебранд.
Особенности «позднего барокко»:
1.стиль барокко используется при создании светских построек (дворцы)
2.имеет менее дробный характер, больше обобщений
3.тяготеет к замкнутым формам.
Россия.
Барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»).
В СПб итал.и нем.мастера привезли барокко в 18в.
«Петровское барокко»
Округлые формы, усложненная форма крыш (волнообразная), нарядное оформление наличников, пилястры, обилие скульптуры, символика, эмблиматика, большие окна, рельефные вставки между окнами 1 и 2 этажа.
Доминика Трезини: Петропавловский собор, Петровские ворота в Петропавловской крепости, здание двенадцати коллегий, Летниц дворец Петра I (при участии арх. Андреас Шлютера), ансамбль Александро-Невской лавры.
Дж.-М.Фонтана, Г.Шедель: Меньшикого дворец (Университетская набережная).
«Анненское барокко» (30-40-е 18в)
Коробов: Пантелеимоновская церковь (красная с белым недалеко от чижика-пыжика).
Земцов: Церковь Симеона и Анны (желтенькая на Моховой).
Еропкин: заложил Гороховую улицу (трезубец из 3 улиц, ведущих к Адмиралтейству, кроме Гороховой это Невский и Вознесенский пр.) - отсылка к Версалю (Париж).
Земцов, Маттарнови, Гербель, Кьявери: Кунсткамера - Петровское и Анненское.
Высокое/русское/зрелое барокко (40-70е).
Франческо Растрелли: Большой дворец в Петергофе, Собор Смольного монастыря, Екатерининский дворец в Царском Селе, Строгановский дворец (на набережной Невы), Зимний дворец.
С.И.Чевакинский: Никольский военно-морской собор (рядом с каналом Грибоедова), дворец Шереметьева на Фонтанке, склады «Новая Голландия» (с Валлен-Деламотом!).
Скульптура
Театральная преувеличенность чувств, пафос.
Италия.
Лоренцо Бернини: Аполлон и Дафна (он сзади), Давид (в развороте), Экстаз св.Терезы (лежит). Мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в римской церкви.
Никколо Сальви - проект фонтана Треви в Риме (тот самый знаменитый).
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Живопись
Рождаются новые жанры: пейзаж, натюрморт (Питер Клас - Завтрак с ветчиной в Эрмитаже), бытовой (жанровый). А также до сих пор существуют исторический жанр (сюжеты: античные, собственно исторические, библейские), портрет (парадный, представительский). Жанр городского пейзажа - ведутто.
Характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Броская цветистость и динамичность.
Италия. Микеланджело Меризи, кот.по месту рождения прозвали Караваджо, создал в кон. XVI в. новый стиль в живописи - караваджизм. Религиозные сюжеты, реалистичные сцены из жизни. Герои изображены в полумраке, контрасты, характерность, буйство чувств, натурализм в изображении людей и событий. Важная роль уделяется не объёму, а именно свету и тени в картине.
Караваджо: Больной Вакх, Лютнист (Эрмитаж), Юноша с корзиной фруктов, Музыканты.
Последователи и подражатели Караваджо: Аннибале Карраччи, Гвидо Рени (в Эрмитаже - Похищение Европы, Иосиф с младенцем Христом на руках), братья Ленен (в Эрмитаже - Семейство молочницы - где осел), Валантен де Булонь.
Питер Пауль Рубенс в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга.
Вакх (Эрмитаж)(жир), Союз земли и воды (Эрмитаж)(белая девушка и загорелый мужик), Персей и Андромеда (Эрмитаж)(есть конь с крыльями).
Мастер фламандского барокко - Ван Дейк - Автопортрет, Семейный портрет (Эрмитаж)(ребенок на него смотрит), Портрет Елизаветы и Филадельфии Уорто (две девочки в синем и белом платье и собачка с лапой).
С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс - Групповой портрет стрелковой роты (много мужчин в черном и шляпах), Цыганка (глаза скосила, в бело-красном); Рембрандт - Возращение блудного сына (Эрмитаж), Даная (Эрмитаж), Ночной дозор (мушкетеры в шляпах, на переднем плане черный и белый), Портрет старика в красном (Эрмитаж)(сидит), Флора (Эрмитаж) (беременна, цветы на голове); Ян Вермеер(Дельфтский) -Девушка с письмом (зеленые тона, окно открыто), Молочница (синяя юбка, наливает молоко).
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес - Завтрак (Эрмитаж) (4чел, сзади - вместо лица что-то), Менины, Пряхи, Сдача Бреды (лошадь со спины, воины, 2чел.в центре).
Литература
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок). Энциклопедизм.
Высокие жанры:
1.Ода (торжественная песня), основоположник - Пьер Ронсар (16в).
2. Эпопея(повествование в стихах о выдающихся событиях): Дж.Мильтон «Потерянный рай», «Возвращенный рай».
3.Трагедия - имеет 5 актов, сюжет - историч.события, кот.трактуются как борьба чувства и долга.
Пьер Корнель «Сид». Жан Расин «Андромаха» классицизм!
Низкие жанры: сатира, комедия.
Гл. представитель - Мольер «Тартюф», «Лекарь поневоле», «Мнимый больной» классицизм!
«Астрея».
Театр.
Основные жанры: драма, комедия, а в 1620-34 появл-ся два промеуточных жанра: трагикомедия и пастораль.
Муз.театр: комедия-балет - объединяет диалог, танец и пантомиму, инструменты и др.
Театр барокко: желание удивить зрителей, в игре страстей все решает случай, нагромождение интриг, эффектов, фантастич.событий и неожиданный финал, излюбленный жанр - трагикомедия.
Драматурги: исп.Пьер Кольдерон «Великий театр мира» (выдвинул тезис «жизнь-игра»).
- 6.Скульптура Древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
- 7. Особенности архитектуры Древнего Рима.
- 8 Образ человека в культуре Древнего Рима
- 9. Своеобразие региональных вариантов западноевропейского средневекового искусства. Христианский храм. Художественные стили в искусстве средних веков.
- 11. Японская художественная культура. Храмовое строительство. Влияние буддизма на архитектуру, скульптуру и живопись средневековой Японии.
- 13. Основные иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублев.
- 15. Периодизация итальянского искусства эпохи Возрождения. Региональные особенности эпохи Возрождения в искусстве Франции и Испании.
- 16.Архитектура эпохи Возрождения.
- 17. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.
- 18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.
- 19. Региональные варианты барокко и рококо в европейской и русской художественной культуре.
- 2. Рококо
- 6) Живопись.
- 1920-Е годы:
- 7) Архитектура.
- 18 Век. Основные тенденции