17. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.
Северное Возрождение - Нидерланды, Германия, Франция.
1-ая треть 15в - 16в.
-Дольше сохраняются черты средневековья, особенно в скульптуре и архитектуре.
Преимущественно готические черты.
-Отсутствие опоры на линейную перспективу.
-Поиски новых худож.форм идут от опыта наблюдения.
-Имперический интерес к различным оптическим эффектам.
-Рождение масляной живописи (Ян Ван Эйк).
(до 15в живопись преимущественно темперная - исп-ся яичный желток для связывания красок).
Преимущества масляной живописи: святоносность (более насыщенная, яркая), возможность передавать фактуру меха, шелка, металла и тп).
-Рождение 2-ух новых жанров: жанровая живопись (бытовая), жанр пейзажа.
Так же оставался жанр портрета и автопортрета.
-Религиозные сюжеты.
-Неизестны многие имена художников (как и в средневековье было).
-Высокие достижения в области графики как самодостаточного и самостоятельного искусства.
-Античность начала привлекать авторов только в 16в.
-16в. в Нидерландском иск-ве - художники-романисты (Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма, т.е. на них оказало влияние итал.иск-во).
Лука Лейденский, Ян Госсарт.
-Большая дробность, детализация, отсутствие идеализации, сильно выражен реализм.
Ближе всего к итал.иск-ву периода кватраченто. (раннее возрождение 15в).
-Панорамное видение, космизм.
-Много средневек.символики (в отличие от итал.возрождения).
-Иск-во сев.возрожд-я находилось под большим влиянием движения реформации - протестантов.
Нидерланды:
Художники нидерландского Возрождения (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Сайта, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Гуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг) не стремились к рационалистического осознание общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретических интересов и увлечение античной культурой. Прогрессивное развитие нидерландского искусства в начале XVI в. вызванный развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квінтен Масейс, Лука Лейденский, Йоахим Патинир, Питер Артсен), усилением интереса к фольклору (Иероним Босх, Питер Брейгель).
Питер Брейгель Старший - Возвращение с охоты (Охотники на снегу), Вавилонская Башня, Падение Икара, Опушка леса (Эрмитаж).
Ян Ван Эйк (кватроченто, раннее возрожд) - Мадонна канцлера Роллена, Портрет четы Арнольфини.
Иеорним Босх - триптихи Воз сена, Сад земных наслаждений, Страшный суд, Поклонение волхвов.
Гуго ван дер Гус - Поклонение Волхвов.
Архитектура в Нидерландах, как и в остальных стран Северного Возрождения в XV ст.. хранила традиционный готический вид, однако в XVI в. заимствования в Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преимущественно декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В таком духе строились ратуши, помещения цехов и гильдий, городские дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.
Германия:
Сложное сплетение старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма.
Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Матиас Грюневальд, Альбрехт Альтдорфер.
Альбрехт Дюрер: серия автопортретов, Адам и Ева, Четыре апостола, гравюры Меланхолия, Рыцарь, смерть и дьявол, Четыре всадника.
Ганс Гольбейн Младший - Мертвый Христос в гробу, Портрет Генриха VIII.
Матиас Грюневальд (северная готика) - Поругание Христа.
Скульптура опиралась на реалистичные народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких поисков коснулась и архитектуры, захватывая церковное, общественное, дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый декор характерные для каменных, кирпичных, фахверковых зданий.
- 6.Скульптура Древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
- 7. Особенности архитектуры Древнего Рима.
- 8 Образ человека в культуре Древнего Рима
- 9. Своеобразие региональных вариантов западноевропейского средневекового искусства. Христианский храм. Художественные стили в искусстве средних веков.
- 11. Японская художественная культура. Храмовое строительство. Влияние буддизма на архитектуру, скульптуру и живопись средневековой Японии.
- 13. Основные иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублев.
- 15. Периодизация итальянского искусства эпохи Возрождения. Региональные особенности эпохи Возрождения в искусстве Франции и Испании.
- 16.Архитектура эпохи Возрождения.
- 17. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах.
- 18.Маньеризм в западноевропейском изобразительном искусстве.
- 19. Региональные варианты барокко и рококо в европейской и русской художественной культуре.
- 2. Рококо
- 6) Живопись.
- 1920-Е годы:
- 7) Архитектура.
- 18 Век. Основные тенденции